Методика выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепета
Материал — яркая озвученная игрушка.
Методика, выявления: наблюдают за ребенком в течение 20 -30 мин. Рекомендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голосовой активности — через 10 — 15 мин после еды, после занятия, после общения с матерью и т.д.
1. Если ребенок не гукает и не гулит, вызывают зрительное сосредоточение на взрослом, находящемся в его поле зрения. Наблюдают за поведением ребенка.
2. Если ребенок не начинает издавать звуки для привлечения взрослого, взрослый, наклоняясь и удаляясь от него, разговаривает с ним, произносит повторно гласные звуки. Наблюдает за ребенком в течение 1 — 3 мин, так как звуковая реакция у детей может быть отсроченной по времени.
3. Если не удалось вызвать звуковую активность и на эмоционально-речевое общение со взрослым, последний показывает ребенку яркую звучащую игрушку, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение на ней, продолжая общаться с рёбенком. Наблюдает за его поведением. Можно повторить общение с привлечением игрушки.
4. При дальнейшем отсутствии звуков взрослый, наклоняясь к ребенку, тормошит его, поглаживает его ручки, ножки, щекочет, ласково разговаривая с ребенком. Удаляется от ребенка и снова наклоняется, тормоша его. Затем наблюдает за поведением ребенка в течение 1 — 3 мин.
5. Если и при тактильно-эмоциональном общении звуков вызвать не удается, логопед пытается локализовать выдох с помощью упражнений дыхательной гимнастики:
исходное положение — лежа на спине. Ритмичные надавливания на грудную клетку, ее боковые и передние ПОВЕРХности, исключая грудину. На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребенка — от 2 нед. до3 мес.;
исходное положение — лежа на спине. Слегка отвести со гнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола (вдох), затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки (выдох). На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребенка-3 — 6 мес;
взрослый придерживает руки ребенка, отводит их в сторону их в сторону и вверх (вдох) и скрещивает руки на груди (выдох) попеременно (правую на левую, левую на правую). На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуления, лепета. Возраст ребенка-6-12 мес.
Приложение 8
Варианты заключения логопеда (1-й год жизни)
Возрастная норма
1. Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых ре акций в доречевом периоде (доречевой период — от рождения до 8 мес.) соответствует возрасту ребенка.
2. Развитие ориентировочно-познавательных, звуковых реакций и предпосылок формирования понимания речи в предречевом периоде (предречевой период — от 8 мес. до 1 года 3 мес.) соответствует возрасту ребенка.
3. Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде формируется с опережением, что соответствует возрастной норме.
Развитие с опережением
1. Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых ре акций в доречевом периоде формируется со значительным опережением.
2. Развитие ориентировочно-познавательных, звуковых реакций и предпосылок развития понимания речи в предречевом периоде формируется со значительным опережением.
Отставание в развитии
1. Отставание в развитии звуковых реакций в доречевом; периоде у ребенка с __________________________ (указывается клинический диагноз ребенка).
2. Отставание в развитии ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом; периоде у ребенка с _________________________ (указывается диагноз).
5.2. Контроль за развитием.
Мышечный тонус в органах артикуляции определяется при совместном осмотре логопеда и невропатолога. По тому, как ребенок сосет и глотает, и как эти процессы сочетаются с дыханием, можно судить о функции тройничного, лицевого, подъязычного (сосание), языкоглоточного и блуждающего (глотание) нервов.
При активном сосании положенное количество молока ребе¬нок высасывает за 10 — 15 мин, молоко не выливается изо рта, ребенок не поперхивается, сосание ритмичное и на каждые два сосательных движения приходятся два глотательных и одно-два дыхательных.
Если ребенок неплотно захватывает соску, вяло сосет, утомляется, поперхивается, кричит при присасывании, дол¬го держит молоко во рту, наблюдается носовой оттенок голо¬са, это говорит о бульбарных или псевдобульбарных наруше¬ниях.
В период новорожден¬ного и первые месяцы жизни саливация может быть не выра¬жена или выражена слабо, чаще всего она проявляется к 4 мес при вертикальном положении ребенка на руках у взрослого. Повышение тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Непроиз¬вольные движения при гипертонусе и спастичности артикуляционных мышц ограничены, что, в дальнейшем, повлечет за собой нарушение произвольной моторики. У ребенка 3 — 6 мес. уже отчетливо можно констатировать нарушение тонуса артикуля¬ционной мускулатуры. До 3 — 4 мес. у детей преобладает физи¬ологический гипертонус Дыхание значительно совершенствуется после рождения ребенка. В первые месяцы жизни у него преобладает брюшной тип дыхания, дыхание поверхностное, частое. После 6 мес. брюшной тип дыхания заменяется смешанным, дыхание становится глубже и реже. У детей с церебральной патологи¬ей часто наблюдаются нарушения координации между дыха¬нием, сосанием, глотанием, а также между дыханием, фона¬цией и артикуляцией. Характерные нарушения ритма дыха¬ния: при звукопроизношении дыхание учащается, после произнесения звуков делается поверхностный, судорожный вдох, нарушается активный выдох. Тяжесть дыхательных на¬рушений соответствует тяжести общего двигательного пора¬жения.
При этом нужно учитывать то, что общение появляется не сразу с рождением ребенка, а складывается постепенно. Наличие у него общения можно утверждать, когда наблюдаются следующие четыре признака: взгляд в глаза взрослого (18 — 20 дней); ответная улыбка на воздействие взрослого 1 мес; инициативные улыбки и двигательное оживление 3 мес; стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым.
До тех пор пока наблюдаются отдельные из этих признаков, происходит процесс становления общения; когда же лицо выражает все четыре признака, общение является сложившиеся.
На 1-м году жизни развитие общения проходит три этапа: новорожденности, эмоционального общения и, наконец, "делового" общения или предметно-действенного общения. Самый корокий — этап новорожденности, он охватывает 1-й месяц жизни, когда совершается подготовка младенца к контактам с окружающими людьми.
Второй этап эмоционального общения охватывает приблизительно 2 — 6-й месяцы жизни ребенка.
Третий этап предметно-действенного общения начинается со второго полугодия жизни. Общение становится "деловым", но включается в практическое сотрудничество ребенка со взрслым.
Начиная с семимесячного возраста, появляется новая ведущая линия развития — предпосылки формирования понимания речи. Обследование ребенка по этой линии развития проводится по методике диагностики нервно-психического развития (см. при¬ложение 3).
У детей 2 — 3 мес. реакция на звук может выражаться в активизации или торможении сосательных движений, расширении глазных щелей, повороте глаз в сторону хорошо знакомого
взрослого.
Наиболее отчетливо реакция проявляется при подаче длительного сигнала на недалеком от ребенка расстоянии во время крика. В этом случае, через несколько секунд можно наблюдать, как он постепенно замирает, перестает двигаться и некоторые время молчит. Такое торможение можно получить при резком сигнале звучащей игрушки, а также как реакцию на голос обследующего. В спокойном состоянии ребенок в ответ на резкий звук может вздрогнуть всем телом, можно наблюдать расширение у него глазных щелей.
Дети этого возраста реагируют на звук с расстояния 2 — 3 причем на все стимулы — с одинакового расстояния.
Следует учитывать, что на 2-м месяце жизни возникает комплекс оживления, который состоит из ряда реакций: улыбки, активизации движений рук и ног, спокойных голосовых реакций. Он возникает при виде говорящего лица, при длительном "раз¬говоре" с младенцем или произнесении тихих протяжных звуков над его лицом, появляется у всех детей независимо от состоя¬ния слуха.
Дети в возрасте 3 — 6 мес. жизни. Нормальной реакцией на звук в этом возрасте можно считать активизацию или торможение общих и сосательных движений, расширение глазных щелей, поворот глаз в сторону. Кроме того, у детей старше трехмесячного возраста появляется реакция локализации, т.е. младенец становится способным сначала повести глаза, а затем повернуть голову в сторону источника звука. Эта реакция у недоношенных, у детей-сирот, которые часто бывают соматически ослабленными, имеющих различные oт клонения в психомоторном развитии, может сформироваться значительно позже. В период 3 — 6 мес. появляется отрицательная реакциия (крик ребенка на резкие звуки). При этом он вздрагивает, широко открывает глаза и становится совершенно неподвижным, затем морщится и иногда сразу, а иногда через 10 — 15с начинает кричать. Реакция непостоянная и зависит от состояния ребенка. Чаще она возникает у пугливых детей, которые могут реагировать криком и на нерезкие раздражители. Дети этого возраста реагируют на все стимулы с расстояния 3—4м.
В ходе обследования регистрируются безусловно-ориентиро¬вочные реакции: слуховое сосредоточение, активизация или торможение общих или сосательных движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука или наблюдателя, крик. Учитывая особенности безуслов¬ных реакций, стимулы следует подавать от более тихих к более громким и с максимального расстояния (4 м), постепенно при¬ближаясь к ребенку в случае отсутствия реакции. При получе¬нии первоначальной реакции на расстоянии меньше максималь¬ного следует проверить, не появится ли она вновь на большем расстоянии.
Необходимо отметить, что чем ребенок младше, тем меньше расстояние, на котором возникает реакция на звуковые стиму¬лы.
Ребенок располагается на пеленальном столе. Стол разме¬щается в помещении таким образом, чтобы ассистент имел возможность отойти от него вправо и влево на расстояние 4 м.
Наблюдатель склоняется над ребенком, "беседует" с ним, пытаясь вызвать комплекс оживления и ответные, спокойные голосовые реакции, привлекает его внимание к ярким игруш¬кам, большим красочным беззвучным погремушкам и отводит его взор в сторону, противоположную от ассистента.
Ассистент в это время подает длительный сигнал. Интервал между сигналами должен быть таким, чтобы угасла реакция на предыдущий, т.е. около 30 с. Таким образом, подаются сигналы справа и слева в случайной последовательности.
Если у малыша отмечаются реакции на все предложенные не¬речевые стимулы и шепот на одном и том же расстоянии в пре¬делах 3 — 4м, можно предположить, что его слух — в преде¬лах физиологической нормы.
Если у ребенка отсутствуют реакции на один или несколь¬ко стимулов или расстояния, при которых появляется реак¬ция на тот или иной стимул, неодинаковы, то он нуждается в специальном аудиологическом обследовании в связи с подозрением на снижение слуха. В некоторых случаях у ребенка могут быть отмечены реакции на все стимулы и с одного расстояния, но характер самих реакций не соответствует воз¬расту (т.е. у ребенка 4 — 6 мес. нет реакции локализации), а расстояние, на котором ребенок реагирует на стимулы, мень-ше максимального для данного возраста. В этом случае возмоожно предположить задержку психомоторного развития.
Дети в возрасте 6 — 12 мес. жизни. Нормальной реакцией на звук в этом возрасте можно считать поворот глаз или головы в сторону источника звука, находящегося сзади, справа и слева.
В качестве источников звука используются шарманка, дудка, барабан, голос разговорной громкости и шепот при произнесении слогосочетаний типа "па-па-па, пи-пи-пи.", имени ребенка.
В некоторых случаях дети 11 — 12 мес с высоким уровнем психомоторного развития проявляют негативное отношение к об¬следованию, не реагируют ни на один из стимулов. Таких малы¬шей целесообразно обследовать с применением методики, реко¬мендуемой для детей 2-го года жизни.
5.5. Контроль за поведением детей
Подводя итог обследования детей младенческого возраста, отмечаем, что важным показателем интеллектуального раз¬вития является обучаемость. Способность обучаться развивается на протяжении всего детства, но в доме ребенка переход от одного этапа овладения к другому замедлен. В частности, задерживается развитие памяти развитие понимания речи, что затрудняет обучение детей. Для всесторонней, комплексной оценки ребенка необходим контроль за поведением. Поведение, т.е. один из критери¬ев функционального состояния, находится в большой зависи¬мости от ряда неблагоприятных факторов.
Нарушения поведения, выявленные в первые месяцы жизни, прогнозируют возможность возникновение психических заболеваний, например аутизма. Только ранняя диагностика и коррекция могут предотвратить более грубые отклонения. Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни