4. Раннее детство. Нервно-психическое (Н-П) развитие ребенка в возрасте до 12 мес.
4.4 О психологическом развитии ребёнка до 1 года

       Введение
       1.Нервно психическое развитие 1-12 месяцев
       2.Снятие нервно мышечного напряжения.
        Контроль за развитием ребенка с первых дней жизни направлен на то, чтобы своевременно осуществлять коррекцию развития и  предотвращать более грубые нарушения, например зпр,  невроз, аутизм и т д. Нервно-психическое развитие — один из критериев здоровья, поэтому, определяя группу здоровья, обязательно учиты¬вают уровень развития ребенка. Контроль за развитием детей 1-го года жизни, осуществляется ежемесяч¬но. Очень важно увидеть отставание впервые 3 мес. жиз¬ни, так как 1 — 3-й месяцы с большой точностью прогнози¬руют задержку формирования основных функций к 12 мес. и даже в дошкольном возрасте. Особенностью детей 1-го года жизни является большая зави¬симость развития от воздействия взрослого человека. Общение со взрослыми очень важная и необходимая потребность детей  в первые дни, месяцы жизни. Это общение является источником их развития. 
       Остановлюсь на важных моментах воспитания.
       В периоде новорожденности еще трудно выделить ведущее воспитательное воздействие взрослых, но есть основные задачи воспитания: 
       тщательный гигиенический уход, обеспечивающий благополучие и спокойствие ребенка;
       формирование четкого ритма кормления, и бодрствования для  формирования  поло¬жительных и предупреждение отрицательных привычек (соса¬ние пальцев, соски, укачивание, беспорядочное кормление и др.);
       общение  с ребенком.
Итак вашему ребенку 4 - 10 дней
       К возрасту 4- 10 дней малыш общается с миром не только рефлекторно, он активно учится пользоваться своими органами, например зрительными и слуховыми анализаторами. 
       1. Зрительные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет. Стимулировать реакцию слежения
Методика выявления: берут погремушку с шаром диаметр 5 — 10 см. Игрушку держат на расстоянии 40-50 см над грудью ребенка, лежащего на спине, и медленно перемещают 2 — 3 раза вправо и влево 30 см,  вверх, вниз;
       Поведение ребенка: фиксирует взглядом игрушку (следит) до 10 см. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону
       Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, привлекают к ней внимание, вызывая звук погремушки, потряхивая ею, 2-3 раза.
       Примечание. В периоде новорожденности и в последующем, если ребенок не фиксирует взглядом звучащий предмет или лицо взрослого, надо найти то положение головы и направление его взгляда, при котором он воспринимает зрительный раздражитель. Вместо игрушки можно использовать... себя. Для этого пойте, говорите и одновременно ходите туда сюда. 
18-20 дней
       2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком звуке.
       Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 25 — 40 см  2 — 3 раза хлопают в ладоши справа и слева (можно использовать колокольчик, или шуршащую бумагу).
       Поведение ребенка: при звуке вздрагивает и моргает, реагирует одним способом на звук с обеих сторон. 
       Помощь ребенку: если реакции нет, можно произвести звук ближе (до 25 см). Можно заменить хлопок в ладоши звоном  колокольчика. В помещении должно быть тихо.
       К середине второй недели жизни умеет удерживать в поле зрения движущийся предмет. Поэтому рекомендуем следующую игру, которая формирует двигательную и зрительную активность ребенка предмет (лицо взрослого).
       Привлекают внимание лежащего на спине ребенка, раскачивая в руке игрушку и разговаривая с ним. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40 — 50 см от глаз ребенка.
       Поведение ребенка: движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5 — 10 с.
       Помощь ребенку: если сосредоточения нет, взрослый наклоняется, удаляется, одновременно гремя погремушкой или разговаривая. Как только глаза ребенка фиксируют предмет, звук погремушки и разговор взрослого прекращаются.
       3.К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение - они интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения. Если ребенок беспокоен, громко плачет или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, попробуйте погреметь погремушкой, находясь вне поля зрения малыша. или запеть, или громко продекламировать отрывок из какого-нибудь сочинения Маяковского. Уже, через несколько секунд, маленький человек успокоится - его "бортовой компьютер" изменит приоритеты. Лежать тихо и прислушиваться малыш будет в течение нескольких секунд, после чего, возможно, примет решение вновь продолжить демонстрацию своей неудовлетворенности бытием - кушать хочется, например. А к концу первого месяца жизни слуховое сосредоточение ребенка на посторонних звуках станет еще более выраженным, достигая целых 10 - 15 секунд!
       Помощь ребенку: если ребенок не успокаивается и не ре¬агирует, громче говорят с ним или гремят погремушкой, можно 2 — 3 раза похлопать в ладоши.
       Примечание.
       Как можно больше разговаривайте с ребенком, используйте для этого периоды его бодрствования. Интонации голоса должны быть, конечно же, нежными и ласковыми, сама речь - спокойной и лишенной негативной энергетики (грудные дети таковую парадоксальным образом ощущают). В идеале малыш должен слышать голоса разного тембра - так что было бы замечательным, если бы с ним периодически "беседовали" не только матери, но и отцы, старшие братья, сестры, бабушки, дедушки и другие домочадцы.
       Помимо разговоров, ребенку крайне полезно слышать еще и родительское пение - последнее замечательно способствует более быстрому и эффективному знакомству малыша с богатым разнообразием звуков речевого диапазона и ритмикой. Что петь - не так уж и важно, главное - как петь. А петь, естественно, нужно "с душой" - и ребенок это непременно оценит по достоинству: И еще один момент - во время разговора и пения не всегда нужно стоять напротив ребенка, поддерживая прямой зрительный контакт. Иногда следует, и прогуляться вокруг его кроватки, "выпасть" из поля зрения малыша - пусть растущий мозг учится локализовать источник звука.
       Вышеперечисленные действия родителей способствуют становлению работы слухового анализатора малыша, положительно влияют на развитие его эмоциональной сферы и обладают еще целым рядом весьма полезных эффектов.
Пройдет всего лишь неделя-другая, и ориентировочные зрительные реакции ребенка станут еще более развитыми - новорожденный трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы - лицо взрослого человека, например. Попробуйте приблизиться к лежащему на спине малышу на расстояние 40-50 см и привлечь его внимание разговором , а потом замолчать, оставаясь неподвижным - и Вы увидите, как маленький человек тоже замрет, затормозит свои и без того не особенно быстрые движения, при этом внимательно, даже испытующе вглядываясь в Ваше лицо. Этот взгляд, между прочим, обладает огромной гипнотизирующей силой.
       К концу первого месяца жизни помимо таких, периодических занятий, нужно еще и снабдить малыша "стационарным" зрительным раздражителем - подвесить яркую, но не особенно многоцветную игрушку размером 6 -8 см в его кроватке. Кстати, лучше действительно подвесить одну игрушку, предоставив таковой возможность движения в стороны, чем завесить все поле зрения ребенка многоцветной и практически неподвижной гирляндой из погремушек.
       Эффективно развивать эмоциональную сторону такого маленького ребенка невозможно без поддержания тактильного контакта "тело к телу" - а потому следует непременно носить ребенка на руках. До полуторамесячного возраста это лучше делать в горизонтальном положении, после,  в вертикальном, поддерживая под грудь и ягодицы. Последнее не просто развивает у малыша умение удерживать голову вертикально, но и открывает ему новые возможности для знакомства с миром. А в этом мире на глаза ему должны частенько попадаться уже упоминавшиеся выше улыбающиеся, ласково разговаривающие, а также поющие добрые и нежные песни "лица" взрослых. И тогда с эмоциональным тонусом у малыша все будет в порядке - в ответ на тепло родительских рук и доброжелательное общение он непременно ответит первой улыбкой. 
1 месяц
       1. Зрительные реакции: плавное просле¬живание движущегося предмета.
       Материал — яркая игрушка (без звука).
       Методика выявления: внимание лежащего на спине ребен¬ка привлекают к игрушке (приближают, удаляют в сторону на расстояние до 10 см и вверх на расстояние до 70 см), которую затем медленно передвигают вправо и влево на 20 — 30 см на вы¬соте 40 — 50 см от глаз ребенка.
       Поведение ребенка: сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз.
       Помощь ребенку: если ребенок не смотрит или отвлекается, его внимание к игрушке привлекают повторно, при отсутствии реакции с ним надо поговорить. Можно использовать звучащую игрушку и звуком привлечь к ней внимание. При передвижении игрушки звук убирают.
       2. Слуховые ориентировочные реакции: длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).
       Материал — погремушка с сильным звуком.
         Методика выявления: на расстоянии 50 см от ребенка, лежащего на спине, вне поля его зрения, гремят погремушкой 5 —10 с.
       Помощь ребенку: если прислушивания нет, гремят погремушкой еще 3 раза, подносят погремушку ближе (20 — 30см).
       Поведение ребенка: прислушивается во время, и после звучания погремушки (10 — 15 с), движения заторможены.
       3. Эмоции и социальное поведение: первая улыбка в  ответ на разговор взрослого.
Методика выявления:  с ребенком,  лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются, вызывая у него зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого. Повторяют обращение до 4 раз. Не следует тормошить, или гладить ребенка.
       Поведение ребенка: неярко улыбается в ответ на 3 — 4 обращения к нему.
       Помощь ребенку: если улыбки нет, можно потормошить, погладить 2 — 3 раза.                                  
       4.Движения общие: лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову Методика выявления: ребенка кладут на живот,  выправляя ему руки, и наблюдают.
       Поведение ребенка: сразу приподнимает голову после поглаживания спины, удерживает ее до 5 с. и опускает.  
       Помощь ребенку: если ребенок не приподнимает голову, ему помогают, поглаживая спину вдоль позвоночника, от затылка до копчика.                             
       5. Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
Методика выявления: взрослый наклоняется над ребенком, лежащим на спине, на расстоянии 25 — 30 см от глаз. Вызывает сосредоточение на своем лице, ласково разговаривает, произносит певучие звуки (до 5 раз).
       Поведение ребенка: после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин). 
       Помощь ребенку: если ребенок не произносит звуки,  раз говор с ним продлевается до 1 — 2 мин. Если по-прежнему нет звуков, то надо погладить, потормошить ребенка. 
       Примечание
       К концу 1-го месяца формируется суточный ритм с концен¬трацией сна в ночное время, а бодрствования — в дневное. Во время бодрствования необходимо поддерживать спокойное и ак¬тивное состояние ребенка, вызывать слежение и прислушива¬ние, выкладывать ребенка на живот, побуждая приподнимать голову, играть и общаться с ним.
       Вышеуказанные тесты, оценивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции, имеют довольно, важное значение, поскольку позволяет родителям убедиться в том, что соответствующие сенсоры малыша работают нормально. 
       К концу первого месяца жизни малыши обычно радуют родителей не только прогрессирующим улучшением работы сенсоров - куда более приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций ребенка на родительское присутствие. Месячный грудничок уже способен практически "сознательно" улыбаться матери, или отцу в ответ на повторное, ласковое обращение. Внимание, новоиспеченные папы! Постарайтесь непременно заполучить этот замечательный приз раньше мам - мало что в этом мире настоящий мужчина может счесть более значимым достижением, чем первая в жизни улыбка ребенка, адресованная именно отцу. Добейтесь этого - и, честное слово, не пожалеете. Рецепт же достижения успеха довольно прост: нужно лишь, стараться проводить с малышом значительную часть своего свободного времени, и не жалеть собственной мимической мускулатуры. Чем больше Вы будете улыбаться ребенку, тем скорее он ответит Вам аналогичным образом. 
       Иногда родителям месячного ребенка может даже посчастливиться услышать его смех. Чего и говорить, это бывает очень приятным - но, если этого не случилось в первый месяц, поводов для расстройства у мам и пап нет абсолютно никаких. В конце концов, у Вас впереди еще целая жизнь с малышом, и в Ваших силах сделать так, чтобы смех ребенка не был редкостью.  
       Вывод:
       крупная моторика -попытка удержать головку в горизонтальном положении;
       к концу месяца недлительное удержание головы в положении лежа на животе;
       рефлекс переступания;
       попытка приподнять голову в положении лежа на спине;
       рефлекторное обхватывание игрушки;
       не стойкое зрительное сосредоточение;
       начальная ориентировочная реакция на резкие звуки;
       кроме того, уже месячные груднички частенько пробуют "говорить" - издают отдельные звуки в ответ на настойчивые приглашения взрослого к "разговору.
Рейтинг@Mail.ru