4. Раннее детство. Нервно-психическое (Н-П) развитие ребенка в возрасте до 12 мес.
2-ой месяц.
       К этому времени малыш в среднем набирают в массе около 900 граммов, а вырастают на целых 4 сантиметра. Растут и другие структуры: за этот месяц окружности головы и груди ребенка увеличатся на 1,5-2 сантиметра, а головной мозг "потяжелеет" на 40-50 граммов. 
       1.Зрительные ориентировочные реакции:
       а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого.
       Материал — яркая игрушка (диаметр — 5 — 10 см).
       Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушкой, подвешенной на высоте 50 — 70 см над его грудью, или на этой же высоте неподвижно держат игруш¬ку.
       Поведение ребенка: смотрит на игрушку в течение 20 — 25 с. не двигается;
       б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым
       Помощь ребенку: если ребенок не смотрит, привлекают внимание, двигая игрушкой, приближая и удаляя ее, вызы¬вая звук..
       Материал — яркая игрушка (диаметр — 5 — 10 см).
       Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка к игрушке и медленно передвигают ее впра¬во и влево от средней линии на высоте 40 — 50 см, один раз в каждую сторону.
       Поведение ребенка: следит непрерывно (10 — 15 с) за иг¬рушкой (до 50 см), поворачивая голову вправо и влево.
       Помощь ребенку: если ребенок отвлекается, теряет иг¬рушку из поля зрения, разрешается повторно привлечь к ней внимание и повторно (до 3 раз) плавно передвигать игрушку вправо и влево от средней линии.
       2.Слуховые ориентировочные реакции:
       а) ищущие повороты головы при длительном звуке.
       Материал — громко звучащая игрушка или шуршащая бумага.
       Методика выявления: гремят погремушкой 3 — 5 с. на расстоянии 40 — 50 см сбоку, вне поля зрения лежащего на спине ребенка.
       Поведение ребенка: слушает в течение 5 с и после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево. Возможен поворот головы в одну сторону;
       б) поворачивает голову в сторону голоса взрослого. 
       Помощь ребенку: если реакции нет, следует повторно 2 — 3 раза погреметь погремушкой справа и слева.
       Методика выявления: взрослый ласково говорит с ребен¬ком, лежащим на спине под подвешенной игрушкой, вне поля его зрения (на расстоянии 40 — 50 см) в течение 1 мин.
       Поведение ребенка: сосредоточенно слушает в течение 5 — 10 с и поворачивает голову в сторону голоса взрослого, ищет глазами, пытается "увидеть".
       Помощь ребенку: если ребенок не поворачивает голову в сторону взрослого, можно или продолжить разговор с ним, говорить более радостно, оживленно, или встать перед ребенком так, чтобы он посмотрел на говорящего взрослого, а затем опять отойти в сторону, но так, чтобы ребенок не следил за ним. После проверки обязательно, разговаривая, показаться ребенку.
       3.Эмоции и социальное поведение:
       а) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.
       Методика выявления: наклоняясь над лежащим на cпине ребенком, ласково говорят с ним (не прикасаясь), обращаясь 3 раза.   
       Поведение ребенка: широко и длительно улыбается после трех обращений к нему;
       б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.                                          
Помощь ребенку: если улыбка не появляется, надо eще 2 — 3 раза ласково поговорить с ребенком, более оживленно.
       Методика выявления: по обе стороны на расстоянии 30-40 см от лежащего на спине ребенка кладут детей, им в pуки дают игрушки, провоцируют действия с ними, радуют, детей, вызывая звуки.  
       Поведение ребенка: случайно увидев лежащего рядом ребенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредоточивает на нем взгляд в течение 15 — 30 с. Движения заторможены.                             
       Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на соседа, для привлечения внимания позвать ребенка оттуда, где лежат другие дети.                                       
       4. Движения общие: лежа на животе, поднимает,  и некоторое время удерживает голову.
       Материал — яркая звучащая игрушка.
       Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблюдают в течение 2 с. Если ребенок не поднимает голову, на расстоянии 30 — 40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, медленно поднимают ее, говорят с ребенком.
       Поведение ребенка: поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с.
       Помощь ребенку: если ребенок не поднимает голову, поправляют ему руки под грудью, придерживают ноги, слегка нажимая, гладят спину вдоль позвоночника, от затылка до копчика,                                             
       5. Подготовительные этапы развития активной речи: по¬вторно произносит отдельные звуки.
       Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим на спине.
       Поведение ребенка: издает отдельные гласные и соглас¬ные звуки без учитываемого раздражителя, может повторять звуки за взрослым.
       Помощь ребенку: если за время наблюдения ребенок не произносит звуки, у него вызывают зрительное и слуховое сосредоточение на лице взрослого, а затем (несколько раз, повторно) произносят гласные и гортанные звуки (а, гы, кх, э).         При длительном отсутствии звуков можно погладить, потор¬мошить ребенка.
       Некоторые малыши в это время уже умеют спонтанно... смеяться. Да-да - заливисто смеяться.
       Примечание
       Ребенок второго месяца и придерживается самого, что ни есть, эргономичного "стиля" жизни - спит около 18-19 часов в сутки, а также старательно и "с чувством" кушает. Кстати, кроме грудного молока  для покрытия энергозатрат малышу в этом возрасте, в общем-то, ничего и не требуется. Ориентировочно суточное количество жидкой пищи в этот период можно рассчитать по довольно простой формуле: разделите массу тела ребенка на 5. Что касается распределения этого объема в течение суток, т.е. количества кормлений, то решение этого насущного вопроса лучше всего доверить тандему "мама, ребенок" они всегда "договорятся" друг с другом. Для большинства матерей к этому времени уже не составляет большого труда безошибочно определить причину негативной реакции маленького человека - дискомфорт, боль, обиду или просто желание поесть. Наверное, вряд ли стоит кому-то доказывать, что такое взаимопонимание напрямую зависит от плотности тактильных, зрительных и вербальных контактов родителей и ребенка. Но все же не помешает в очередной раз напомнить: разговаривайте с малышом, пойте ему, играйте с ним, как только появляется реальная возможность для этого, и носите ребенка на руках - не только ради укрепления собственной мускулатуры. 
       Вывод:
       крупная моторика- поднимает голову на 45○, лежа на животе;
       мелкая моторика - рефлекторное действие, сжатие и расжатие кулачков кистей;
       зрительное восприятие - прослеживает глазами до средней линии и за среднюю линию;
       слуховое восприятие - поворачивает голову в сторону взрослого;
       экспрессивная речь - короткое гуление, ответные вокализации;
       импрессивная речь - реагирует на громкий звук;
       социальное общение - улыбается на улыбку взрослого;
       самообслуживание – с может сосать и глотать, берет в рот ручки и ножки.
3 месяца
       1. Зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосре¬доточение в вертикальном положении (на лице разговарива¬ющего с ним взрослого, игрушке).
       Материал — яркая звучащая погремушка.
       Методика выявления (проверяют только у ребенка, удержи¬вающего голову в вертикальном положении): ребенок в вертикаль¬ном положении на руках у взрослого, головой опирается о его плечо, второй взрослый на расстоянии 50 см разговаривает с ребенком; взрослый одной рукой держит ребенка в вертикаль-ном положении, а другой показывает ему игрушку, держа ее неподвижно.
Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, к ней привлекают внимание звучанием
       передвижением в сторону, вверх, вниз, а затем держат неподвижно.
       Поведение ребенка: после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10с.
       2. Эмоции и социальное поведение:
       а) проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор).
       Методика выявления: наклонившись над лежащим на спине ребенком, ласково, улыбаясь ему, оживленно говорят с ним в течение 25 — 30 с, обращаясь 3 раза.
       Если ребенок не контактирует, задают вопрос лицу, сопровождающему ребенка, радуется ли ребенок в ответ на об щение, как проявляет радость.
       Поведение ребенка: смотрит на лицо взрослого. После одного-двух обращений широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает и разгибает ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения в течение 5 — 10 с.         Может проявлять комплекс оживления без какого-нибудь одного компонента
       В ответах взрослого, сопровождающего ребенка, nepeчисля ются эти же компоненты;
       б) ищет глазами ребенка, издающего звуки.
       Методика выявления: взрослый наблюдает за ребенком, лежащим в манеже на спине между другими детьми.
       Помощь ребенку: если ребенок не проявляет интереса к ним, взрослый перекладывает детей так, чтобы рядом с наблюдаемым ребенком были дети, находящиеся в положительном эмоциональном состоянии; взрослый, разговаривая с этими детьми, тормошит, радует их.
       Поведение ребенка: услышав звуки, издаваемые лежащим рядом ребенком, ищет взглядом источник звука, а найдя, coсредоточивает взгляд на соседе, затем может реагировать комплексом оживления.
       3. Движения руки: случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
       Материал — две погремушки (шарики на кольцах диаметром 10 — 15 см), висящие на цветных лентах на высоте 10 — I5 см над грудью ребенка, справа и слева (в манеже и в кроватке, в которой игрушки подвешивают на перекладине над кроватью).
       Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушками.                                         
       Помощь ребенку, если ребенок неподвижен, вызывают у него комплекс оживления. Если движения рук слабые, ребенок поднимает их невысоко и нешироко разбрасывает, игрушки опускают ниже, на необходимую высоту, и сдвигают ленты до ширины размаха рук.                                  
       Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, на какой высоте подвешены игрушки в кроватке, наталкивается ли  на них руками ребенок.
       Поведение ребенка: оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку (одну или обе) 2 — 3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения  рук.
       Взрослый отвечает положительно на оба вопроса.   
       4. Движения общие:
       а) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 мин).
       Материал — яркая погремушка.
       Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблюда¬ют в течение 2 с.
       Помощь ребенку: если ребенок не поднимает голову, разго¬варивают с ним, гремят погремушкой на высоте 20 — 30 см над подстилкой на расстоянии 50 — 70 см от ребенка. Если он не пы¬тается поднять голову, ему помогают, проводя рукой вдоль по¬звоночника.
       Поведение ребенка: сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат. Сохра¬няет это положение в течение 1 мин;
       б) удерживает голову в вертикальном положении (на ру¬ках у взрослого).
       Методика выявления: ребенка держат на руках вертикаль¬но, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой — под мыш¬ки (под грудью).
       Поведение ребенка: удерживает голову прямо в течение 30 с;
       в) при поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.
       Методика выявления (разрешается проверять только у ребенка, удерживающего голову в вертикальном положении): взрос¬лый берет ребенка под мышки лицом к себе и опускает на твердую опору. Не следует ставить его.
       Помощь ребенку: если при прикосновении к подстилке упо¬ра ног не возникает, надо положить ребенка на спину и, прижав обе ступни его ног к твердой вертикальной опоре или свое¬му животу, погладить обе ноги ребенка от передней внутренней и наружной боковой стороны бедра до ступни; перевернув ре¬бенка на живот и прижав обе ступни его ног к своему животу, поглаживать его ноги по задней поверхности бедра от ягодиц до ступни, затем провести легкое поглаживание ступней ног, зах-ватьгвая внутренний и наружный своды стопы и пальцы, после чего необходимо проверить возникновение упора ног ребенка в вертикальном положении.
       Поведение ребенка: при прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.
Рейтинг@Mail.ru