4. Раннее детство. Нервно-психическое (Н-П) развитие ребенка в возрасте до 12 мес.
4.2 Нервно-психическое развитие. 2-3-й месяцы

       Среди тех, кто на этой планете действительно достоин носить звание "Мастер Перевоплощения" - Ваш двухмесячный малыш. Посмотрите на фо-тографии или видеозаписи, сделанные на первой неделе его жизни - и Вы увидите, как поразительно изменился облик маленького человека. Это совсем другой ребенок! Секрет чудесного перевоплощения прост - малыш су-щественно подрос и не менее существенно повзрослел.
       Успешно прошедший серьезные испытания, которыми изобиловал период новорожденности, организм ребенка окончательно созрел для очередного "рывка" вперед. И рывок получился мощный - за этот месяц малыши в сред-нем набирают в массе около 900 граммов, а вырастают на целых 4 сантиметра. Если перевести эти абсолютные показатели в относительные, то картина станет еще более впечатляющей: месячная прибавка массы тела составит около 25% от исходной, а длины тела - около 10%. Попробуйте представить, что такие темпы роста сохранялись бы на протяжении всей человеческой жизни... Растут и другие структуры: за этот месяц окружности головы и груди ребенка увеличатся на 1,5-2 сантиметра, а головной мозг "потяжелеет" на 40-50 граммов.
       Однако, "налившиеся" и "округлившиеся" формы тела малыша это,  ра-зумеется,  далеко не все, что лежит в основе радикального изменения его "имиджа" в этот период. Потрясающие темпы роста и развития нервных структур двухмесячного ребенка позволяют ему впервые проявить то, что называется "социальным поведением". Ребенок начинает общаться с окру-жающими его людьми! Чего стоит хотя бы вполне осознанная улыбка в ответ на контакт "глаза в глаза" с родителями, или на обращенную к нему речь. А ведь есть еще и другие, тоже довольно яркие достижения в нервно-психическом развитии.
       Совсем не удивительно, что столь существенные изменения в организме малыша требуют серьезного энергетического обеспечения. Поэтому ребенок второго месяца и придерживается самого, что ни есть, эргономичного "стиля" жизни - спит около 18-19 часов в сутки, а также старательно и "с чувством" кушает. Кстати, кроме грудного молока  для покрытия энергозатрат малышу в этом возрасте, в общем-то, ничего и не требуется. Сколько нужно съедать  здоровый ребенок обычно "знает" сам и без родительского внимания недостаточность своего рациона он не оставит даже и не надейтесь. Ориентировочно же суточное количество жидкой пищи в этот период можно рассчитать по довольно простой формуле: разделите массу тела ребенка на 5. Что касается распределения этого объема в течение суток, т.е. количества кормлений, то решение этого насущного вопроса лучше всего доверить тан-дему "мама, ребенок" они всегда "договорятся" друг с другом.
       Разумеется, вместе с малышом изменяются и родители - теперь это уже не те неопытные мамы и папы, что месяц назад паниковали и терялись при первом же плаче ребенка. Для большинства матерей к этому времени уже не составляет большого труда безошибочно определить причину негативной ре-акции маленького человека - дискомфорт, боль, обиду или просто желание поесть. Наверное, вряд ли стоит кому-то доказывать, что такое взаимопони-мание напрямую зависит от плотности тактильных, зрительных и вербальных контактов родителей и ребенка, но все же не помешает в очередной раз напомнить: разговаривайте с малышом, пойте ему, играйте с ним как только появляется реальная возможность для этого, и носите ребенка на руках - не только ради укрепления собственной мускулатуры. Антропологи, изучавшие быт современных незатронутых цивилизацией племен, приводят поучительный для всех нас родителей пример. Молодая мать, которую обмочил сидящий на ее руках месячный малыш, вызывает у соплеменниц массу насмешек - за это время женщина должна настолько изучить все телодвижения ребенка, что спрогнозировать его мочеиспускание и своевременно "увернуться" от тако-вого для нее не должно быть сколь - нибудь сложным делом. Вместе с тем, проблем и неприятных сюрпризов на втором месяце жизни, к сожалению, бывает достаточно и для более-менее опытных родителей здорового, в общем-то, малыша. Колики - одна из таких проблем. С коликами можно и нужно бороться, причем бороться грамотно - а это значит, что помощь ком-петентного педиатра совершенно необходима. Хотя бы потому, что у этого крайне неприятного состояния могут быть самые разные причины - соответ-ственно, требующие не менее разных способов разрешения.
       Другая вероятная проблема - так называемый диатез. Уже на втором ме-сяце жизни тот его вариант, что носит мудреное название "экссудативно-катаральный" вполне может доставить немало проблем коже, кишечнику и другим органам малыша. А это значит, что придется обратить дополнительное внимание и на диету, и на ежедневный уход за кожей ребенка. Еще один неприятный сюрприз грудного возраста - рахит также нередко имеет обык-новение впервые проявляться в это же время. Манифестируя у детей второго месяца жизни повышенной потливостью, раздражительностью и беспокой-ством, это состояние также нуждается в немедленной диетической коррекции и гигиенической поддержке.
       А еще в это время частенько обнаруживает себя прививка БЦЖ, сделанная в родильном доме. И особой радости созерцание того, как выглядят кожные проявления формирующегося у малыша иммунитета против страшнейшей инфекции, родителям не доставляет. А еще этот месяц нередко знаменуется настойчивыми рекомендациями наблюдающего ребенка педиатра - дескать, не помешает посетить кабинет детских ортопеда, хирурга и невропатолога. И окулиста также. В общем, круг возможных проблем довольно внушителен - иначе разве бы мы получали столько писем с вопросами от родителей? Тако-вы сегодняшние реалии нашего существования в цивилизованном мире, неотъемлемой и привычной частью которого ужу давно стала медицина, в том числе и детская. И потому очень хочется пожелать всем родителям, чтобы их контакты с этой самой медициной были плодотворными и не болезненными.
       Еще один месяц в жизни малыша не прошел даром - ребенок гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в периоде новорожденности. В этот период дети способны на довольно продолжитель-ное по времени зрительное сосредоточение: неподвижный (и достойный его, малыша, то есть, внимания) предмет цепко "схватывается" взглядом и не от-пускается на протяжении 20, а то и 30 секунд. Для того, чтобы убедиться в этом, возьмите яркую игрушку диаметром около 5-10 сантиметров и поме-стите ее в поле зрения ребенка - на расстоянии полуметра. Вместо яркой иг-рушки можете использовать... свое лицо. Раскрашивать его акварелью необя-зательно - малыша в Вашем лице привлекает отнюдь не игра цветов и оттен-ков: он уже достаточно взрослый для того, чтобы интересоваться, что за су-щество столь бесцеремонно вторглось в его персонально - жизненное про-странство.
       Не менее внимательно ребенок второго месяца жизни следит и за дви-жущимися объектами - сопровождает перемещение заинтересовавшего его предмета не только взглядом, но и соответствующими поворотами головы. Для оценки этого умения можно использовать ту же самую игрушку, на том же расстоянии, медленно перемещая ее вправо-влево.
       "Повзрослел" и слуховой анализатор малыша: теперь он активно пытается определять местоположение звучащего объекта в пространстве. Возьмите погремушку (достаточно "громкую") и слегка поработайте ею в течение 10 секунд, стоя в полуметре от ребенка, но одновременно - вне поля его зрения. Услышав грохот, производимый пластиковым шедевром инженерной мысли, ребенок на некоторое время "задумается", после чего начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет.
       Кроме погремушек и прочих рукотворных источников шума, малыша ин-тересуют и человеческие голоса. Попробуйте ласково заговорить с лежащим на спине ребенком, стоя все в том же полуметре от него и во все той же недосягаемости для его прямого взгляда - и маленький человек повернет го-лову в Вашу сторону! Это уже достижение, и немалое - всего месяц тому назад малыш этого не умел.
       Расширился и объем двигательных умений ребенка - лежа на животе он уже умеет поднимать и в течение нескольких секунд удерживать голову. Ис-пользуйте это в качестве ежедневного физического упражнения- наряду с другими, оно укрепляет скелетную мускулатуру малыша и способствует раз-витию координации движений. А отдельные, особо подвижные индивидуумы двухмесячного возраста в этом положении умеют ещё и приподнимать верх-нюю часть туловища, отталкиваясь от опорной плоскости обеими руками. Самые одаренные из таких маленьких "спортсменов" поражают родителей способностью переворачиваться не только на правый или левый бок, но и со спины на живот.
       Но, пожалуй, самыми впечатляющими из достижений, свойственных второму месяцу жизни, являются прогресс в развитии эмоциональной сферы малыша и первые (если не считать возмущенного плача) попытки практиче-ского использования им своего речевого аппарата. Ребенок этого возраста способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. И он уже умеет отличать живые объекты от неодушевленных предметов - если в поле зрения двухмесячного малыша по-падает другой ребенок, он будет непременно удостоен продолжительного и внимательного изучения. Изучения взглядом, разумеется - сам же юный ис-следователь при этом остается практически неподвижным (размышления, по-видимому, в этот момент захватывают его, как говорится, целиком и полно-стью).
Некоторые малыши в это время уже умеют спонтанно... смеяться. Да-да - заливисто смеяться. Трудно найти на планете живое существо, способное от-ветить на вопрос: - чего же такого смешного обнаружилось в жизни человека двух месяцев от роду, но это и неважно - просто сам смех такого маленького ребенка великолепен и незабываем. Пожалуй, именно этот смех, можно смело отнести к числу самых ценных наград, предусмотренных природой для поощрения ударников и отличников на поприще нелегкого родительского труда.
       Что же касается "речи" двухмесячного ребенка, то более умиляющей ро-дительское естество, можно признать,  лишь... "речь" трех-четырех-пяти-и-более-месячного ребенка. На втором месяце жизни малыши периодически радуют слух мам и пап, так называемым, "гулением". Отдельными звуковыми феноменами, производимыми на свет, как правило, вне всякой связи с внешними раздражителями и всегда - довольно эмоционально. Что только добавляет интенсивности родительским восторгам. Запишите, то, что Ваш малыш "сказал" в это время на пленку, или хотя бы на бумагу - все эти за-мечательные неподражаемые "а-а", "гу-у", "э-э-и" или даже великолепнейшее "кхе-е-е" доставят Вам в последующем немало удовольствия во время про-смотра, прослушивания или просто прочтения.
       Все это, разумеется, только начало. Какими будут последующие дости-жения малыша - в немалой степени зависит от развивающего участия роди-телей. Помните об этом, уважаемые мамы и папы.

Рейтинг@Mail.ru