4. Раннее детство. Нервно-психическое (Н-П) развитие ребенка в возрасте до 12 мес.
4.3 Стимуляция нервно-психического развития ребенка в возрасте 1-3 месяца

       Сразу хотелось бы заметить - ни многостраничный труд, ни единичная статья, не в состоянии вместить не только описание, но и простое перечисление всех развивающих психику и моторику малыша действий родителей и близких людей. Даже если этому малышу нет еще и трех месяцев, потому что не существует, да и не должно существовать предела фантазии любящих и заботливых родителей, желающих вырастить своего ребенка здоровым, красивым и смышленым.
       Всем, кто действительно готов затратить максимум усилий для достижения этой цели, не помешает ознакомиться с замечательной книгой Билла и Марты Серзов - в ней можно обнаружить не только полезные практические советы, но и потрясающую в своей убеждающей мощи идею сверх ценности неразрывной связи между родителями и малышами. Эта идеология даст силы и способности сделать все именно так, как нужно. Потому что книга действительно способна научить матерей и отцов интуитивно принимать единственно верные решения в непростых ситуациях, коими, как известно, родительский труд буквально изобилует
       А пока что можно ознакомиться с ориентировочным минимумом развивающих воздействий, который обязателен и необходим - лишенные этого малыши и их родители имеют серьезные шансы в будущем познакомиться с грустным медицинским термином "психо - сенсорная депривация". А это знакомство, поверьте, совершенно излишне. Итак, необходимый минимум для развития ребенка первых трех месяцев жизни:
       Разговаривайте с ребенком - используйте для этого периоды его бодрствования. Интонации голоса должны быть, конечно же, нежными и ласковыми, сама речь - спокойной и лишенной негативной энергетики (грудные дети таковую парадоксальным образом ощущают). Впрочем, соблюдение этих условий "подстраховано" самой природой. Давно замечено, что большинство людей, разговаривающих с маленьким ребенком, "автоматически" начинают улыбаться, переходить на более высокие речевые тональности, да еще и искусственно смягчать звуки, как бы подражая "детскому" произношению
       В идеале малыш должен слышать голоса разного тембра - так что было бы замечательным, если бы с ним периодически "беседовали" не только матери, но и отцы, старшие братья, сестры, бабушки, дедушки и другие домочадцы.
       Помимо разговоров, ребенку крайне полезно слышать еще и родительское пение - последнее замечательно способствует более быстрому и эффективному знакомству малыша с богатым разнообразием звуков речевого диапазона и ритмикой. Что петь - не так уж и важно, главное - как петь. А петь, естественно, нужно "с душой" - и ребенок это непременно оценит по достоинству: И еще один момент - во время разговора и пения не всегда нужно стоять напротив ребенка, поддерживая прямой зрительный контакт. Иногда следует, и прогуляться вокруг его кроватки, "выпасть" из поля зрения малыша - пусть растущий мозг учится локализовать источник звука.
       Вышеперечисленные действия родителей способствуют становлению работы слухового анализатора малыша, положительно влияют на развитие его эмоциональной сферы и обладают еще целым рядом весьма полезных эффектов.
       Не меньшего родительского внимания требует и зрительный анализатор малыша - помимо уже упоминавшегося контакта "глаза в глаза", практикуемого с первых суток жизни, к возрасту 8-10 дней следует начинать активно стимулировать реакцию слежения у ребенка. Для этого можно использовать яркие игрушки, демонстрируемые на расстоянии 50 - 70 см от груди маленького человека. Желательно, чтобы игрушки были еще и звучащими. Перемещая такую "шумящую" погремушку вправо-влево, вверх-вниз, Вы и стимулируете реакцию слежения. Вместо игрушки можно использовать... себя. Для этого пойте, говорите и одновременно ходите туда сюда, как это предлагалось в предыдущем абзаце. К концу первого месяца жизни помимо таких периодических занятий, нужно еще и снабдить малыша "стационарным" зрительным раздражителем - подвесить яркую, но не особенно многоцветную игрушку размером 6 -8 см в его кроватке. Кстати, лучше действительно подвесить одну игрушку, предоставив таковой возможность движения в стороны, чем завесить все поле зрения ребенка многоцветной и практически неподвижной гирляндой из погремушек. Все хорошо в меру, как говорится.
       Эффективно развивать эмоциональную сторону такого маленького ребенка невозможно без поддержания тактильного контакта "тело к телу" - а потому следует непременно носить ребенка на руках. До полуторамесячного возраста это лучше делать в горизонтальном положении, после, в вертикальном, поддерживая под грудь и ягодицы. Последнее не просто развивает у малыша умение удерживать голову вертикально, но и открывает ему новые возможности для знакомства с миром. А в этом мире на глаза ему должны частенько попадаться уже упоминавшиеся выше улыбающиеся, ласково разговаривающие, а также поющие добрые и нежные песни "лица" взрослых. И тогда с эмоциональным тонусом у малыша все будет в порядке - в ответ на тепло родительских рук и доброжелательное общение он непременно ответит первой улыбкой. А потом и второй, третьей...
       Развитие моторики у малыша первых трех месяцев жизни - также дело чрезвычайно важное. Думается, нет смысла дублировать описание действий, развивающих эту самую моторику - с таковым можно ознакомиться в статьях данного календаря, посвященных массажу, рефлекторным и другим физическим упражнениям. Выполняя изложенные там рекомендации, Вы можете быть спокойны: для развития двигательной сферы малыша делается достаточно. Впрочем, это, конечно же, не предел - и если имеется желание делать больше, то, как говорится, в добрый путь!
Рейтинг@Mail.ru