4. Раннее детство. Нервно-психическое (Н-П) развитие ребенка в возрасте до 12 мес.
4 месяца
       1. Зрительные ориентировочные реакции: узнает мать или близкого человека (радуется).
       Методика выявления: к лежащему на спине ребенку поочередно (с паузой 3 — 5с) повторно подходят и наклоняются над ним мать (или близкий человек) и незнакомый взрослый. Ласково говорят с ним. При отсутствии реакции (в доме ребенка) на знакомого человека вызывающим радость может быть музыкальный воспитатель, логопед, один из воспитателей, няня группы.
       Поведение ребенка: на знакомого человека смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда взрослый отходит, и не сразу переводит взгляд на незнакомого человека;
       смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме ребенка реакция может отсутствовать.
       2. Слуховые ориентировочные реакции:
       а) поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.
       Материал — громко звучащая погремушка, шуршащая бумага.
       Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 50 — 70 см, гремят погремушкой
       3 — 4 раза (паузы — 2с) или шуршат бумагой. В помещении должно быть тихо.
       Поведение ребенка: слушает в течение 2 — 3 с и четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушку или бумагу, смотрит на нее в течение 10 с.
       б) по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии.                                             
       Материал (можно без материала) — металлофон, губная гармошка.                                         
       Методика выявления: ребенок лежит на спине, cпокоен.  Взрослый, стоя над ним, играет или поет колыбельную (спокойную) песню. Пауза — 15 — 30 с. Затем играет, или поет ребенку оживленную, плясовую мелодию. После паузы 15 -30 с опять поет колыбельную.
       Помощь ребенку: если у ребенка не появляется адекватной ответной реакции на мелодию, разрешается повторно петь или играть плясовую мелодию, одновременно оживленно двигая его руками и ногами, поглаживая ручки и ножки во время звучания колыбельной мелодии.
       Поведение ребенка: спокойно слушает колыбельную, смотрит на поющего. Движения заторможены. Оживляется при звуках плясовой, радостно смотрит на взрослого, появляет¬ся комплекс оживления. После окончания пения оживление сохраняется в течение 5 — 10 с. При звуках колыбельной опять становится спокойным.
       3. Эмоции и социальное поведение:
       а) во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления.
       Методика выявления: ситуация естественная. Ребенок ле¬жит на спине, под низко подвешенными игрушками. Взрослый наблюдает за его поведением, оставаясь вне поля зрения, в течение 30 мин.
       Помощь ребенку: если комплекс оживления не возникает, разрешается привлечь внимание ребенка к висящим игруш¬кам, вызывая их звучание, приводя их в движение и каса¬ясь рук ребенка. При необходимости взрослый может поговорить с ребенком, вызвав сосредоточение на своем лице и ответную улыбку, после чего удаляется из поля зрения ребенка.
       Примечание. Если ответную реакцию удается вызвать с помощью до¬полнительных приемов и воздействий, она возникает не сразу, трудно и длится недолго, ее нельзя считать сформированной. Развитие ребенка по данному умению не соответствует возрасту.
       Поведение ребенка: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин и более;
       б) громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обще¬ние с ним.
       Методика выявления: наклоняясь над ребенком, лежащим на спине, ласково, оживленно говорят с ним, обращаясь к нему до Зраз.
       Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, как радуется ребенок, умеет ли смеяться.
       Поведение ребенка: радуется, громко смеется. Взрослый отвечает положительно на второй вопрос;
в) ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
       Методика выявления: наблюдает за ребенком, лежащим на спине, на расстоянии 40 — 50 см от других детей.
       Поведение ребенка: активно ищет и находит взглядом соседа, рассматривает его лицо, оживляется, тянется, пытается дотронуться, иногда поворачивается. Второй ребенок в ответ улыбается.                                                   
       4. Движения руки и действия с предметами: paccматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
       Материал — погремушка (шарик на кольце диаметром 15 см) подвешена на длинной ленте на высоте 5 — 10 см над грудью ребенка по средней линии.
       Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, лежащим под игрушкой. Если ребенок бездействует, касаются его рук игрушкой, раскачивают ее.
       Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, играет ли ребенок, подвешенными над грудью игрушками, что он делает с игрушками, как действует.
       Поведение ребенка: смотрит на игрушку, протягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т.д. (3 мин и более).
       Вответе взрослого перечислены все эти действия ребенка.
       5. Движения общие: то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.
       6. Подготовительные этапы развития активной речи: гулит.
       Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, лежащим на спине под игрушками (до 30 мин). В помещении тихо.
       Помощь ребенку: если ребенок не гулит, то, наклонившись над ним, вызвав зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого, произносят повторно гласные звуки и наблюдают. Рекомендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голосовой (речевой) активности, т.е. через 10 — 15 мин после еды, при засыпании, после эмоционального общения со взрослым и после занятия. Задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, произносит ли ребенок звуки, какие, как он их произносит.
       Поведение ребенка: гулит сам или через 1 — 3 мин после общения с ним взрослого.
       Из ответов взрослого видно, что ребенок гулит.
       7. Навыки и умения в процессах: во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.  
       Материал — бутылочка с соской при искусственном или смешанном  кормлении.
       Методика выявления: ребенка держат на руках, в положении полулежа. Бутылочку взрослый держит так, чтобы, протянув руки, ребенок мог взять ее; направляют соску в рот ребенка и поддерживают бутылочку, поправляя его руки.
       Задают вопросы взрослому, где руки ребенка во время кор¬мления, придерживает ли он руками то, из чего ест.
       Поведение ребенка: при виде груди матери или бутылочки тя¬нется руками и захватывает, во время кормления — руки на бутылочке.
       Лицо, сопровождающее ребенка, отвечает положительно на второй вопрос.
5 месяцев
       1. Зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).
Методика выявления: ребенок находится в вертикальном по¬ложении на руках у взрослого или лежит на спине. Знакомый взрослый подходит на расстояние 50 см и улыбается, затем сразу подходит незнакомый и, если реакция нечеткая, опять знакомый взрослый.
       В доме ребенка рекомендуется при проверке развития у де¬тей способности различать, вызывать узнавание взрослых, наи¬более часто общающихся с ребенком (музыкальный воспитатель, логопед, врач группы, няня и др.).
       Задают вопросы взрослому, как ребенок реагирует на незна¬комого человека.
       Поведение ребенка: при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормо¬зятся движения, он хмурится, может заплакать.
       Из ответов взрослого видно, что ребенок по-разному реаги¬рует на знакомых и незнакомых.
       2. Слуховые ориентировочные реакции:
       а) узнает голос матери или близкого человека.
       Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, издали вне поля его зрения, ласково говорит незнакомый взрослый в течение 30 с, после паузы (30 с) — мать или другой знакомый взрослый и опять после паузы — незнакомый взрослый.
       Помощь ребенку: если ребенок не реагирует на голос знако¬мого человека, то проверить реакцию ребенка на голос мужчины и знакомого взрослого.
       Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, как реагирует ребенок на ее голос, узнает ли ребенок ее голос.
       Поведение ребенка: к незнакомому голосу прислушивается, ищет говорящего глазами, к повторному звучанию бывает безразличен. К голосу знакомого взрослого прислушивается, ищет глазами, улыбается, поворачивается, беспокоится и ищет, если, голос замолкает. Из ответов взрослого понятно, что ребенок узнает его голос;
       б) различает строгую, ласковую интонации обращенной к нему речи, по-разному реагирует.
       Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, не наклоняясь к нему и так, чтобы он не видел выражения лица  взрослого, говорят ласково 3 — 4 раза, после паузы (5 с) — строго и
опять ласково.
       Помощь ребенку: если реакция отсутствует, разрешается повторить обращение к ребенку с разной интонацией, так, чтобы он увидел изменение мимики взрослого в соответствии с интонацией.
       Задают вопросы взрослому, разговаривает ли он с ребенком строго, как он ведет себя при этом, успокоится ли он, если с ним потом заговорить ласково.
       Поведение ребенка: на ласковую интонацию улыбается, оживляется, на строгую сосредоточивается, хмурится, может заплакать.
       Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и описывает адекватное поведение, отвечая  на второй и третий вопросы.
       3. Эмоции и социальное поведение: радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
       Методика выявления: ситуация естественная или провоцирующая. Ребенок лежит в манеже, где бодрствуют не сколько детей. Взрослый наблюдает за его поведением. 
       Помощь ребенку: если общения между детьми не возникает, то взрослый кладет наблюдаемого ребенка ближе к другим детям (30 — 40 см) и вкладывает в руку одному из соседей наблюдаемого ребенка погремушку, гремит ею, тормошит ребенка, вызывая оживление, но не разговаривает с ним.
       Поведение ребенка: осматривает все, находит глазами ребенка, издающего звуки, рассматривает его, меняет положение, тянется, старается взять игрушку (если ребенок ее держит), гулит, повторяет за ним звуки.
       4. Движения руки и действия с предметами:
       а) берет игрушку из рук взрослого. Материал — погремушка с длинной ручкой (10 — 12см). Методика выявления: на высоте 20 — 30 см над грудью ребенка, лежащего на спине, держат погремушку в течение 5с, привлекают к ней внимание, передвигая погремушку слегка в сторону и вызывая звук.
       Помощь ребенку: если реакции хватания не возникает, рекомендуется поглаживание рук ребенка от плеча до кисти по внутренней и наружной сторонам руки, потряхивание кисти с фиксацией руки в локтевом суставе, потряхивание кисти с фиксацией руки в лучезапястном суставе; тормошение ребенка с целью вызвать общее оживление. После этого необходимо повторно проверить способность ребенка взять игрушку, которую взрослый держит над его грудью (можно прикоснуться игрушкой к тыльной стороне ладоней правой и левой руки, а затем опять показать игрушку).
       Поведение ребенка: смотрит на игрушку, поднимает и выпрямляет руки, направляет их к игрушке и берет ее (воз¬можно, одной рукой);
       б) удерживает в руке игрушку.
       Примечание. Этот показатель проверяется только у тех детей, ко¬торые умеют четко брать игрушку из рук взрослого.
       Материал — погремушка с длинной ручкой (10 — 12 см).
       Методика выявления: та же, если ребенок, взяв игрушку, сразу выпускает ее, необходимо побудить его опять взять ее, после чего взрослый своей рукой помогает ребенку удержать иг¬рушку в течение 30 с. После этого повторяют проверку уме¬ния удерживать игрушку.
       Поведение ребенка: взяв игрушку, не роняет и удержива¬ет ее в течение 30 с. 
       5. Движения общие:
       а) долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.
       Материал — яркая устойчивая игрушка.
       Методика выявления: ребенка кладут на живот, перед ним ставят игрушку, так чтобы он не касался ее руками, и наблюдают.
       Помощь ребенку: если ребенок лежит, не опираясь на ладони выпрямленных рук, то надо несколько раз провести рукой от затылка до копчика вдоль позвоночника, поглаживая спину. Вызвать сосредоточение на игрушке, стоящей перед ребенком, после чего медленно поднимать ее вверх выше головы ребенка, на том же расстоянии от глаз ребенка.
       Поведение ребенка: сразу после того, как положили на живот, или при виде игрушки, или после дополнительного воздействия выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук;
       б) переворачивается со спины на живот.
       Материал — яркая игрушка.
       Методика выявления: внимание ребенка, лежащего на спине, привлекают к игрушке, ее передвигают сверху вниз и кладут рядом с ребенком так, чтобы он не мог взять ее
       Помощь ребенку: если у ребенка не возникает попытки перевернуться на живот, необходимо помочь ему, взяв за кисть руки, слегка потянуть, чтобы помочь лечь на бок, и, если после этого ребенок сам не перевернулся на живот, проверка развития движений прекращается. Если ребенок не переворачивается, задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, пытается ли ребенок сам перевернуться на живот, быстро ли он это делает, часто ли переворачивается.
       Поведение ребенка: следит за игрушкой, поворачивает го лову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот, выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опираясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову или выполняет это движение при помощи взрослого.
       Взрослый отвечает положительно на все три вопроса;
       в) ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
       Методика выявления: ребенка берут под мышки и опускают ногами на твердую опору,                        
       Помощь ребенку: если упор ног не возникает, кладут ребенка на спину, упирают его ноги в вертикальную опору или в свой живот и поглаживают ножки от бедра до ступни, после чего опять проверяют наличие упора ног.
Поведение ребенка: твердо опирается обеими стопами выпрямленных в коленном и тазобедренном суставах ног не менее 1 мин.
       б. Подготовительные этапы развития активной речи: по долгу певуче гулит.
       Методика выявления: наблюдают в течение 30 мин за лежащим ребенком. В помещении должно быть тихо.
       Помощь ребенку: если за период наблюдения звуки у ребенка не возникли, то можно повторить наблюдение в благоприятное по режиму время (после кормления, при засыпании, после общения) или провоцировать у него произнесение звуков (певучее гуление), вызывая "перекличку" со взрослым, подражание взрослому.
       Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, произно¬сит ли ребенок звуки, какие звуки, как он их произносит.
       Поведение ребенка: длительно, нараспев произносит гласныe звуки (без видимых воздействий, при виде взрослого, игрушки или после общения со взрослым).
В        зрослый отвечает положительно на первый вопрос и рас¬сказывает, как гулит ребенок долго, певуче.
       7. Навыки и умения в процессах: ест с ложки полу гус¬тую и густую пищу.
       Материал — глубокая детская тарелка или блюдце с ка¬шей или пюре, чайная ложка.
       Методика выявления: к губам ребенка, который во время кормления полусидит на коленях у взрослого лицом к нему, подносят ложку, наполненную пищей на 1/3, и, разговаривая с ребенком, предлагают ему есть.
       Помощь ребенку: можно прикоснуться кончиком ложки к губам и уголкам рта ребенка. Нельзя разжимать губы и надав¬ливать на них.
       Задают вопросы взрослому, кормит ли он ребенка с лож¬ки, открывает ли тот сам  рот, как он снимает пищу с ложки.
       Поведение ребенка: открывает рот, когда ложка касается его губ. Снимает пищу губами понемногу. Ест медленно.
       Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и рас¬сказывает, как реагирует ребенок.
Рейтинг@Mail.ru