6 месяцев
1. Слуховые ориентировочные реакции: по-разному реа¬гирует на свое и чужое имена.
Методика выявления: ребенок лежит на спине или животе. Взрослый вне поля его зрения называет чужое имя, рез¬ко контрастное по звучанию с именем ребенка, повторяет его 2 раза с паузой 1 — 2с, затем после паузы 2 — Зс — имя ре¬бенка и после паузы — опять чужое. В помещении должно быть тихо, проверку проводит хорошо знакомый ребенку взрослый, оба имени произносятся с одинаковой интонацией и эмоциональной окраской.
Поведение ребенка: прислушивается. Если называют чужое имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.
2. Движения руки и действия с предметами: уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.
Материал — 2 — 3 яркие погремушки, удобные для захватывания.
Методика выявления: рядом с лежащим на животе ребенком, перед ним или немного сбоку — справа и слева в пределах досягаемости, не касаясь рук, кладут игрушки, привлекают к ним внимание и наблюдают в течение 30 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не проявляет интереса и не берет игрушки, то взрослый действует ими в поле его зрения, приближает игрушки к рукам ребенка так, чтобы он мог коснуться их.
Поведение ребенка: сразу после привлечения внимания или дополнительного стимулирования уверенно берет игрушку, перекладывает и пр. Каждый ребенок действует по cвоему в течение 1 мин.
3. Движения общие:
а) переворачивается с живота на спину.
Материал — яркая устойчивая игрушка.
Методика выявления: у ребенка, лежащего на животе, вызывают сосредоточение на игрушке, стоящей перед ним, и перемещают ее по кругу за спину ребенка. Повторить 2 раза.
Помощь ребенку: если ребенок не пытается лечь на живот, можно помочь ему, взяв за руку и слегка согнув ногу, приподнимают его грудь и голову, помогают лечь на бок, если ребенок из положения "на боку" сам не поворачивавается на спину, проверка развития умения прекращается.
Если ребенок отказывается лежать на животе, задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, умеет ли ребенок сам переворачиваться, быстро ли он переворачивается, часто ли.
Поведение ребенка: следит за игрушкой, поворачивает го лову и быстро переворачивается на спину сам или при помощи взрослого. Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы;
б) передвигается, переставляя руки или немного поползая.
Материал — яркая устойчивая игрушка.
Методика выявления: внимание ребенка, лежащего на животе, привлекают к игрушке, поставленной перед ним, но недосягаемой.
Помощь ребенку: если ребенок не пытается подползти к игрушке, то ее приближают к ребенку, касаются его руки и оставляют игрушку очень близко от его рук. Можно помочь
ребенку подползти, создав рукой опору для ног и другой ру¬кой немного приподняв его грудь. При отсутствии попытки подползти проверка умения прекращается.
Просят взрослого рассказать, как ребенок передвигается, лежа на животе.
Поведение ребенка: в течение 3 — 5с смотрит на игруш¬ку и пытается достать, подползает вперед, подтягиваясь на руках, двигается вбок, переставляя руки, или назад.
Взрослый положительно отвечает на вопрос и рассказыва¬ет, как передвигается ребенок.
4. Подготовительные этапы развития активной речи:
произносит отдельные слоги.
Методика выявления: за ребенком, бодрствующим в лю¬бой позе, наблюдают 20 — 30 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не произносит хотя бы один слог, с ним "перекликаются", вызывая подражание ка¬кому-либо одному слогу.
Если ребенок спонтанно не произносит звуки, спрашива¬ют мать, какие звуки или слоги произносит ребенок, произ¬носит ли такие слоги, как "ма", "ба", или другие. Просят привести пример.
Поведение ребенка: однократно или редко произносит ка¬кой-либо один слог ("ба", "ма"), может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним.
Взрослый утвердительно отвечает на вопросы и приводит примеры произносимых звуков, слогов.
5. Навыки и умения в процессах:
а) хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
Методика выявления: ситуация естественная (во время кор¬мления). Ребенок полусидит на руках у взрослого около стола для кормления. Взрослый держит его на коленях вполоборота, лицом к себе, набирает в ложку немного пищи (1/3 ложки без верха) и подносит к губам ребенка, сопровождая действия словами с со-ответствующей интонацией, предлагая есть. Нельзя давать ребенку полную ложку, вкладывать ее в рот, если губы закрыты.
Помощь ребенку: можно прикоснуться кончиком ложки к губам и уголкам рта ребенка.
Лицу, сопровождающему ребенка, задают вопросы, ест ли ребенок с ложки, сам ли снимает пищу губами, или ждет, когда положат пищу в рот, ссасывает ли пищу с ложки.
Поведение ребенка: раскрывает рот раньше, чем ложка коснется губ, и снимает пищу губами.
Взрослый утвердительно отвечает на первые два вопроса;
б) пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.
Материал — глубокое блюдце или неглубокая широкая чашка (пиала).
Методика, выявления: ситуация естественная (во времякор мления). Ребенок на руках у взрослого в положении полусидя. Взрослый подносит к губам ребенка чашку или блюдце с небольшим количеством жидкой пищи (40 — 50 г), сопровождая cвои действия предложением пить.
Поведение •ребенка: прикасается губами к чашке и начинает пить. Выпивает всю порцию.
7 месяцев
1. Движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр.
Материал — погремушка или другая яркая звучащая игрушка.
Методика выявления: перед ребенком или рядом с ним кладут игрушку и наблюдают.
Если ребенок не играет, задают вопросы взрослому, какие игрушки у ребенка, как он играет, повторяет ли он свои действия.
Помощь ребенку: если ребенок не играет, взрослый привлекает внимание к игрушке — гремит ею, стучит, бросает вниз и пр., вкладывает игрушку в руку ребенка и гремит ею, нажимает его рукой на пищащую игрушку. Наблюдает.
Поведение ребенка: многократно перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бросает вниз (1 мин).
Взрослый перечисляет действия ребенка, характерные для 7 мес.
2. Движения общие: хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
Материал — яркая звучащая игрушка (устойчивая).
Методика выявления: внимание лежащего на животе ребенка привлекают к игрушке, поставленной вне его досягаемости, и, если ребенок начинает передвигаться, медленно отодвигают ее до 50 см (можно повторить), наблюдают за ребенком не менее 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не передвигается, игрушку передвигают ближе к нему, почти к кончикам пальцев. Если и это не побуждает ребенка изменить положение,
взрослый помогает ему: одну руку подкладывает под грудь ребенка, а другой нажимает на стопы, предварительно пока¬зав яркую звучащую игрушку и поставив ее близко к ребен¬ку. Если движения вперед нет, проверку прекращают.
Если ребенок отказывается лежать на животе, спрашива¬ют у взрослого, сопровождающего ребенка, лежит ли ребе¬нок на животе, как он передвигается, может ли он ползать долго, быстро, менять направление.
Поведение ребенка: сразу или после рассматривания иг¬рушки и помощи ползет вперед к ней, делает четкие движе¬ния руками и ногами, энергично, быстро любым способом меняет направление.
Взрослый рассказывает, как передвигается ребенок, харак¬теризует его ползание, соответствующее показателю 7 мес.
3. Подготовительные этапы развития понимания речи:
на вопрос: "Где?" — находит взглядом предмет, находя¬щийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу и др.).
Материал — озвученная крупная игрушка (кукла, петух, собака и др.), стоящая на постоянном месте.
Методика выявления: ребенка подносят к игрушке так, чтобы он ее не видел (спиной или боком), и спрашивают:
"Где ...?" (повторяют 2 — 3 раза).
Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, взрослый, взяв его на руки, подносит к игрушке, называет ее, спрашивает: "Где ...?" — и сразу показывает, ставит на место так, чтобы ребенок проследил за игрушкой, и опять спрашивает: "Где ...?" После паузы (25 — 30 с), поместив ре¬бенка в манеж или взяв на руки, спиной или боком к игруш¬ке, опять спрашивает: "Где ...?" Проверку проводит человек, хорошо знакомый ребенку.
Если ребенок не реагирует на вопрос, спрашивают взрос¬лого, сопровождающего ребенка, понимает ли он название какого-либо предмета, спрашивает ли он у ребенка, где предмет, находит ли он глазами то, что он называет.
Поведение ребенка: поворачивается к игрушке и смотрит на нее, иногда хочет ее взять.
Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы.
4. Подготовительные этапы развития активной речи: по долгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.
Методика выявления: наблюдают за ребенком в течение 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не лепечет, то, стоя перед ним так, чтобы он видел движения губ говорящего взросло го, произносят повторно слоги, имеющиеся в лепете ребенка.
Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, произносит ли ребенок слоги, какие, произносит ли их повторно, долго ли лепечет.
Поведение ребенка: лепечет сам или, молча слушая, смотрит на губы говорящего, и через 1 — 5 мин произносит повторно слоги: "ба-ба, ма-ма" или др.
Взрослый утвердительно отвечает на все вопросы и приводит примеры произносимых ребенком слогов.
5. Навыки и умения в процессах: пьет из чашки, которую держит взрослый.
Материал — глубокое блюдце или широкая чашка, пиала. Масса жидкости — до 100 г.
Методика выявления: к губам ребенка, который полусидит на коленях у взрослого, подносят чашку и предлагают
пить.
Если проверяют развитие не во время кормления, задают вопросы взрослому, дает ли он ребенку пить из чашки, как он пьет из чашки.
Поведение ребенка: прикасается губами к краю чашки, пьет быстро, выпивает всю порцию (100г).
Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и рас сказывает, как пьет ребенок.