12 месяцев
1. Зрительные ориентировочные реакции:
а) различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого).
Материал — деревянный кубик 5х5х5 см (4х4х4 см), де¬ревянный кирпичик 2х5х8 см (1х4х7 см), одинаково окрашен¬ные. С этим материалом ребенок познакомился на занятии и в самостоятельной деятельности.
Методика выявления: взрослый кладет перед ребенком кубик и кирпичик и спрашивает: "Где кубик? Где кирпи¬чик? Дай мне кубик, дай кирпичик".
Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на предметы или дает не тот предмет, взрослый спрашивает: "Где ку¬бик?" — и сам показывает: "Вот кубик", затем просит ребен¬ка: "Покажи, где кирпичик". Берет кирпичик и дает ребен¬ку: "На, возьми кирпичик. Дай мне кирпичик. А где кубик?"
Поведение ребенка: в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик;
б) узнает на фотографии знакомого взрослого, мать. Материал — фотография (3х5 см) матери или близкого человека (в доме ребенка — сотрудника группы).
Методика выявления: ребенку показывают фотографию и спрашивают: "Кто это?" Если он не говорит, просят: "Пока¬жи, где мама?" — или: "Где Анна Павловна?" (повторяют 2— 3 раза).
Поведение ребенка: в ответ на вопрос смотрит на фотографию, Узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если ре¬бенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии.
2. Эмоции и социальное поведение:
а) протягивает другому ребенку и отдает игрушку, со¬провождая это смехом и лепетом.
Материал — игрушка, знакомая ребенку.
Методика выявления: дети играют рядом. Взрослый наблюдает за ними в течение 20 мин.
Помощь ребенку: если взаимодействия нет, взрослый говорит: "Дай Оле куклу, дай сама. На, Оля" — и своей рукой направляет руку ребенка с игрушкой к другому ребенку.
Поведение ребенка: действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать, сказать: "На", может действовать молча;
б) ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.
Материал — игрушка, знакомая ребенку.
Методика выявления: взрослый наблюдает за ребенком около 20 мин.
Помощь ребенку: взрослый показывает детям игрушку: "Смотрите, собачка. — И накрывает ее чем-нибудь (платок, салфетка и пр.). — Ой, нет собачки, где собачка?" Оглядывается, ищет ее, а затем снимает покрывало: "А, вот собачка". Предлагает одному ребенку: "Спрячь мишку, спрячь!", а по том спрашивает наблюдаемого ребенка: "Где мишка? Найди мишку".
Поведение ребенка: один берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит: "Дай", смеется.
3. Действия с предметами:
а) самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.).
Материал — игрушки, находящиеся обычно в пользовании. ребенка (кукла, чашка, мишка, собака, мяч и др.).
Методика выявления: взрослый наблюдает за играющим ребенком около 20 мин. Если ребенок не играет, создают подсказывающую ситуацию. Перед ним ставят игрушки: мяч на горке, куклу с одеяльцами или собачку с чашкой. Можно подсказать "Покорми, покатай" и т.д.
Помощь ребенку: если ребенок бездействует или действует примитивно, перед ним раскладывают игрушки в разных местах так, чтобы они привлекали его внимание и побуждали к игре.
Если ребенок не играет, спрашивают у взрослого, какие у него игрушки, как он играет с куклой, собачкой.
Поведение ребенка: самостоятельно или по речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит мишку) повторно или однократно. Выполняет
три любых разных действия с тремя игрушками или одно дей¬ствие с тремя игрушками.
Взрослый рассказывает, какие игрушки у ребенка, как он ими играет, соответственно показателю 12 мес;
б) переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и др)
Материал — машина, тележка, кукла, мишка, собака.
Методика выявления: взрослый наблюдает за играющим ребенком около 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок бездействует или действует примитивно, перед ним ставят игрушки, привлекая внимание, взрослый предлагает ему: "Покорми мишку, повози мишку, по¬катай куклу, повози собачку." После этого, можно дать другую сюжетную игрушку, продолжить наблюдение.
Поведение ребенка: выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит куклу и других, укладывает их спать и пр.
4. Движения общие: ходит самостоятельно (без опоры).
Материал — яркая игрушка.
Методика выявления: ребенка ставят на пол и наблюдают.
Помощь ребенку: если ребенок стоит неподвижно, привлекают его жестом, игрушкой (игрушку надо отдать ребенку, когда он подойдет).
Если нет условий для проверки, задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, ходит ли ребенок сам, без опоры, вперед, сколько он может пройти.
Поведение ребенка: идет чередующимся шагом, может повер¬нуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м.
Взрослый утвердительно отвечает на первый вопрос. Расска¬зывает, как он ходит и что проходит до 3 м.
5. Понимание речи:
а) понимает (без показа) названия нескольких предметов. Действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения ("найди, принеси, отдай тете, положи на место").
Материал — игрушки, которые постоянно находятся в Пользовании ребенка, названия которых он знает, или предметы его одежды.
Методика выявления: просят ребенка дать игрушку, зак-рьгть дверь, взять мяч с горки, отдать машину Юре, а матрешку Оле, положить на стул, на стол, на подоконник, в ящик, дать игрушку, найти игрушку, привести взрослого (до пяти поручений).
Если ребенок не контактирует со взрослым, спрашивают лицо, сопровождающее ребенка, просят ли ребенка что-либо найти, принести, показать, как выполняет ребенок просьбы.
Поведение ребенка: ребенок выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к названным взрослым, отдает им игрушки, находит одежду и пр.
Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос, рассказывает, что ребенок выполняет не менее двух ее просьб (приносит, кладет, дает и пр.);
6) понимает слово "нельзя" (прекращает действие).
Методика выявления: взрослый, увидев нежелательные действия ребенка, обращается к нему по имени, говорит: "Нельзя!" Если ребенок не прекращает действие, можно повторить запрет 2 — 3 раза. Не допускается называть действия и предметы, например: "Поставь чашку, не трогай", или непосредственно воздействовать на ребенка — прекращать его действие рукой, недопустим сердитый окрик.
Спрашивают взрослого, если ребенок выполняет нежелательные действия, может ли он их прекратить при слове "нельзя", делает ли он это сразу, или при повторном запрете.
Поведение ребенка: при слове "нельзя" сразу или после двух-трех повторений прекращает действие (может не поста вить чашку на стол, но перестает стучать).
Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос. Рассказывает, что ребенок сразу или после двух повторений прекращает действие;
в) некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер.
Материал — игрушки, которые находятся в пользовании ребенка.
Методика выявления: просят ребенка: "Сложи игрушки в ящик, иди к детям, принеси куклу, еще куклу, дай мяч, найди еще мяч". Повторить 2 — 3 раза.
Поведение ребенка: четко выполняет инструкцию взросло го сразу или после двух-трех повторений;
г) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.
Материал — игрушки, находящиеся в пользовании ребенка (кукла, собака) с дополнительным материалом (тарелочка, одеяло), два-три кирпичика, стержень, прикрепленный к столу с двумя-тремя кольцами.
Методика выявления: перед ребенком кладут куклу и предлагают: "Покачай лялю, бай-бай", ставят собачку и та¬релочку и просят: "Покорми собачку", дают кирпичики и го¬ворят: "Положи кирпичик, еще положи". Нельзя показывать действия. Инструкцию можно повторить 2 — 3 раза.
Поведение ребенка: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз), кормит собачку, кладет кирпичик на кирпичик и др.
6. Активная речь:
а) легко подражает новым слогам.
Методика выявления: взрослый сидит перед ребенком и произносит с разной интонацией слоги в разном сочетании, новые для ребенка. В помещении тихо. Ребенок должен видеть мимику взрослого и движения его губ.
Помощь ребенку: если ребенок молчит, взрослый после паузы (20 — 30 с) побуждает его к подражанию новым зву¬кам, если лепечет ребенок, то взрослый повторяет слоги за ним, а затем произносит повторно новые слоги.
Спрашивают у взрослого, перекликаются ли с ребенком, произносит ли он повторно новые слоги, их разные сочета¬ния.
Поведение ребенка: повторяет за проверяющим слоги. До¬пустима отсроченная реакция.
Взрослый отвечает утвердительно на оба вопроса;
б) произносит пять — десять облегченных слов.
Материал — игрушки, названия которых ребенок повто¬ряет.
Методика выявления: проверку проводит хорошо знако¬мый ребенку взрослый, показывает ребенку куклу, другие игрушки и спрашивает: "Что это? Кто это?"
Помощь ребенку: если ребенок не отвечает, после паузы 5— 6 с предлагают: "Скажи: ля-ля; скажи: киса — кс-кс;
скажи: собачка — ав-ав" и др. Название игрушки совпадает с ее показом: "Посмотри, ля-ля топ-топ, скажи: топ-топ". По¬дзывают игрушку, вызывают к ней интерес, предлагают:
Попроси, скажи: "дай-дай. Дай мне мяч, скажи: на".
Спрашивают у взрослого, говорит ли ребенок, как он называет предметы.
Поведение ребенка: повторяет за проверяющим слова:
"дай, так, топ-топ" и др. — при показе игрушек, называет их облегченными словами сам или повторяя названия за взрослым. Допустима отсроченная реакция, произносит до пяти слов.
Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос, рассказывает, как говорит ребенок, что называет не менее пяти слов, звукосочетаний, звукоподражаний.
7. Навыки и умения в процессах: самостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет).
Материал — широкая чашка, до 100 г жидкости.
Методика выявления: во время кормления взрослый ставит чашку с питьем на стол перед ребенком.
Помощь ребенку: если ребенок не берет сам чашку или берет, проливая жидкость, взрослый берет чашку и со словами: "Возьми чашку, бери, держи, пей" — вкладывает ее в его руки. Слегка прижимает руки к чашке, наблюдает. Помогает наклонить чашку и поставить ее на стол.
Задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, дают ли ребенку пить из чашки, пьет ли он из чашки, может ли сам держать чашку и пить из нее.
Поведение ребенка: протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. Разрешается держать чашку, которую дал взрослый, и пить из нее.
Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которыx нет в его лепете (10 мес.) (см. приложение 3);
не подражает взрослому, не повторяет за ним новые слоги.
Первые лепетные слова (с 11 мес.):
наряду с лепетом пользуется лепетными словами;
редко пользуется лепетными словами;
произносимые лепетные слова:_
нет первых лепетных слов. Легко подражает новым слогам, произносит 5 — 10 облегченных слов (с 12 мес.);
не подражает новым слогам, не произносит облегченные слова.
Звуковая активность ребенка повышается:
в ходе тактильно-эмоционального общения взрослого и ребенка;
в ходе эмоционально-речевого общения ребенка и взрослого; в ходе предметно-действенного общения ребенка и взрослого;
при сочетании различных форм общения.
6.9. Предпосылки формирования понимания речи (7 —12мес.) (см. приложение 3)
6.10. Слуховые ориентировочные реакции (10 дн. — 12мес.)
(см. приложение 3)
6.11. Зрительные ориентировочные реакции (10 дн — 12мес)
(см. приложение 3)
6.12. Эмоции и социальное поведение (1 — 12мес)
(см. приложение 3)
6.13. Движения руки и действия с предметами (с 3мес. см. приложение 3)
Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук
Мышечный тонус рук:
Зрительно-моторная координация рук:
приближение рук ко рту, сосание пальцев (с 2 мес.);
приближение руки к глазу или носу (с 2 мес.);
фиксация своей руки, захватывание руки (с 3 мес.);
наличие реакции ощупывания своих рук (с 3,5 мес.);
перекладывание игрушки из руки в руку (с 5 мес.);
Формирование дифференцированных захватов и противопо¬ставлений пальцев рук:
ладонный захват;
захват нижней третью пальцев рук;
захват верхней третью пальцев рук;
захват двумя пальцами — большим и указательным (с 8 мес.);
захват тремя пальцами (с 10 мес.);
указательный жест (с 9 мес.).
6.14. Движения общие (см. приложение 3) ___________