4. Раннее детство. Нервно-психическое (Н-П) развитие ребенка в возрасте до 12 мес.
10 месяцев
       1. Эмоции и социальное поведение: действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
Материал — стержень с кольцами, прикрепленный к сто¬лу, шары со скатом, ящик с игрушками.
Методика выявления: взрослый наблюдает за детьми, игра¬ющими на полу около одного пособия. Наблюдают в течение 20 — 30 мин.
Помощь ребенку: если наблюдаемый ребенок не начинает играть рядом или вместе с другими детьми (один-два ребен¬ка), взрослый привлекает его внимание к действиям другого ребенка с игрушкой и может включиться в игру сам, чтобы вызвать активные действия наблюдаемого.
Поведение ребенка: действия одного ребенка привлекают другого, который приближается и включается в те же дей¬ствия, или независимо друг от друга они действуют в одном месте, рядом (вынимают игрушки из одного ящика, улыба¬ются друг другу).
2. Действия с предметами: самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушками (вынимает и вкладывает, открывает и закрывает, катает). Действия с предметами принимают устойчивый характер.
Материал — миска с шарами, кастрюля с крышкой, шар или мяч.
Методика выявления: взрослый ставит перед ребенком миску и рядом кладет игрушки для вкладывания, ставит кастрюльку с крышкой. Наблюдает 15 — 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не действует игрушками или его действия хаотичны, взрослый просит (без показа):
Вынь шарик, еще вынь". Затем: "Вложи шарик, еще вложи, покатай шар, (мяч), открой крышку, закрой крышку". Повторяет инструкцию до 3 раз. Можно показать, как вложить, вынуть, как открыть, закрыть, после чего продолжить наблюдение.
Если ребенок не берет игрушку, спрашивают взрослого, сопровождающего его, просит ли она его что-нибудь делать, понимает ли он просьбы, умеет ли вынимать и вкладывать, открывать и закрывать, может ли это сделать по просьбе (без пока за).
Поведение ребенка: при виде игрушек выполняет отдельные разученные действия, по предложению взрослого выполняет требуемые действия. Может выполнить действия не до конца (не все игрушки вложил, не все вынул).
Взрослый утвердительно отвечает на все вопросы.
3. Движения общие:
а) входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее.
Материал — горка-манеж с тремя-четырьмя ступеньками и пологим скатом, с перилами, крупная игрушка.         
Методика выявления: на площадку горки ставят игрушку и привлекают к ней внимание ребенка, наблюдают за ним  не менее 20 мин.                                    
Помощь ребенку: если ребенок не поднимается вверх на горку, взрослый предлагает ему: "Смотри: вон мишка, иди сюда, возьми мишку. На,  возьми". Когда ребенок поднимается на горку, ему дают игрушку. Можно подвести его к горке, положить его руки на перила и помочь сделать первый шаг.
Поведение ребенка: встает около горки, берется руками за перила с одной стороны и поднимается вверх боком, переставляя руки, приставным шагом, или берется за пepила с обеих сторон и поднимается вверх прямо, приставным шагом. На площадке играет. Спускается, так же, держась за перила с обеих сторон или двумя руками с одной стороны;
б) идет вперед с поддержкой за обе руки.
Методика выявления: взрослый ставит ребенка на пол лицом к себе, держит за кисти обеих рук и медленно идет на зад, немного отходя от него, ведет его на себя.        
Поведение ребенка: шагает за взрослым, опираясь на его руки, шагает одной ногой вперед (приставным шагом) или чередующимся шагом.
4. Понимание речи: по просьбе: "Дай ..." — находит знакомые предметы среди других и дает их.
Материал — игрушки, знакомые ребенку (две-три): кукла, мяч, мишка, кошка или собака, машина и др.
Методика выявления: ребенка ставят на пол около опоры или сажают, игрушки размещают вокруг него среди других предметов. Просят: "Дай куклу, дай кошку, собачку" и т.д. Повторяют два раза. Нельзя указывать на предмет рукой.
Помощь ребенку: если ребенок не ищет игрушку, ему можно показать на нее, назвать ее и попросить дать. После этого попросить найти и принести другие игрушки (две-три).
Если ребенок не контактирует, задают вопросы взросло¬му, сопровождающему ребенка, просят ли ребенка, дать ма¬шину (мишку), выполняет ли ребенок просьбы.
Поведение ребенка: находит, берет и дает две из трех на¬зываемых игрушек.
Взрослый отвечает утвердительно на оба вопроса.
5. Подготовительные этапы развития активной речи:
подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, кото¬рых нет в лепете ребенка.
Методика выявления: сидя перед ребенком, четко, раз¬дельно, повторно произносят два-три новых для него слога.
Помощь ребенку: если ребенок не повторяет слоги, взрос¬лый, разговаривая с ним, произносит повторно слоги, кото¬рые есть в лепете ребенка, и вступает с ним в "переклич¬ку", после чего постепенно вводит новые для ребенка слоги и вызывает их повторение. Проверку можно проводить не бо¬лее 20 мин.
Задают вопросы взрослому, какие слоги произносит ребе¬нок, повторяет ли он за ней новые слоги, какие слоги он произносит, повторяет.
Поведение ребенка: слушает, следит за движением губ го¬ворящего и сразу или через 1 — 2 мин, подражая, повторно произносит два-три сочетания слогов.
Взрослый отвечает утвердительно и приводит пример произносимых и повторяемых слогов.
6. Навыки и умения в процессах: закрепляются умения, приобретенные в 9 мес.
11 месяцев
       1. Эмоции и социальное поведение:
а) радуется приходу детей.
Методика выявления: взрослый в течение 20 мин наблюдает за ребенком, который бодрствует на полу, в привычном для него месте, во время подъема детей после сна, в конце корм¬ления.
Помощь ребенку: если ребенок не реагирует на приход других детей, взрослый провоцирует его: он радостно приветствует пришедшего ребенка, берет его за руку, дает игрушку. Если после этого поведение ребенка не меняется, проверка прекращается.
Поведение ребенка: радуется детям, смотрит на них; ждет, пока приведут, устремляется к ним, смеется, лепечет, когда их помещают в манеж (за барьер);
б) избирательное отношение к детям.
Методика выявления: взрослый наблюдает за поведением ребенка, бодрствующего среди детей, в течение 20 мин.
Поведение ребенка: радуется появлению определенного ребенка, подходит к нему, заигрывает. Если этого ребенка забирают из манежа, проявляет недовольство. Если, наблюдаемого ребенка, помещают к детям, он осматривается и сразу направляется к определенному ребенку. Подходит, наблюдает, начинает действовать с ним или рядом. Бывает иначе: приближается к oпpeдeленному ребенку, дергает его, разбрасывает его игрушки, отходит и спокойно играет в другом месте.
2. Действия с предметами: овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень).
Материал — стержень, прикрепленный к столу, или стержень пирамиды и два-три кольца с большими отверстиями, два-три кирпичика (10х5х2 см); стол с отверстиями и грибочками, скат с двумя-тремя шарами (диаметр — 5-6-см), кастрюля с крышкой (из детского набора) и с игрушкой внутри.
Методика выявления: взрослый подводит ребенка к столу-барьеру, к столу или ящику с игрушками и наблюдает за ним в течение 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок использует игрушки не по на значению, ему дают материал и предлагают: "Сними, открой, вынь, покатай, надень, закрой, вложи, наложи" Можно показать одно действие.
Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, чем играет ребенок, как играет, что делает с игрушками, может ли выполнить действие по ее просьбе.
Поведение ребенка: сам или по инструкции выполняет два действия (не менее) — накладывает кирпичик, снимает и надевает кольца и др.
Взрослый перечисляет предметы быта и игрушки, которыми играет ребенок, и рассказывает, как он играет. Может все де дать по просьбе взрослого.
3. Движения общие:
а) стоит самостоятельно.
Методика выявления: ребенка ставят около опоры и отходят, наблюдают 3 — 5" мин.
Помощь ребенку: если ребенок держится за опору и стоит, не отрываясь от нее, взрослый берет его за руку и отводит от опо¬ры на два-три шага, останавливается и отпускает руку ребенка, разговаривает с ним.
Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, падает ли ребенок, если его ставят на пол без опоры, как долго он может стоять без опоры.
Поведение ребенка: отрывается от опоры и стоит на расстав¬ленных ногах 5 с или, оставленный без опоры, не падает в тече¬ние 5 с, ноги расставлены, руки балансируют.
Взрослый отвечает, что ребенок не падает, если его ставят без поддержки, стоит долго;
б) делает первые самостоятельные шаги.
Методика выявления: наблюдают за ребенком, стоящим у опоры, в течение 10 мин или зовут его, побуждая отойти от опо¬ры.
Если нет условий для проверки, задают вопросы взрослому, может ли ребенок из положения стоя сделать шаг вперед без под¬держки или опоры, может ли сделать два-три шага самостоятель¬но.
Поведение ребенка: отпускает опору, делает два-три шага впе¬ред, затем опускается или ищет опору.
Взрослый отвечает утвердительно на оба вопроса.
4. Понимание речи:
а) по словесной инструкции выполняет разученные дей¬ствия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит со¬бачку и пр.).
Материал — игрушки, находящиеся в пользовании у ребенка — кукла, собака, кошка, кукольная посуда (блюдце, чаш¬ка).
Методика выявления: ребенку предлагают без показа покор¬мить собачку, поводить куклу, инструкцию повторяют 2 раза и наблюдают около 5 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не взял игрушку и не выполнил задачу, взрослый ставит игрушку перед ним и просит: "Поводи куклу, покорми собачку", затем взрослый показывает:
ЕШЬ, собачка" или "Пей, собачка" (поит из блюдца), а потом предлагает ребенку: "Покорми куклу".
Поведение ребенка: по предложению взрослого водит куклу, кормит собачку и др. Выполняет любые два действия;
б) появляются первые обобщения в понимаемой речи; по словесной просьбе взрослого дает любую куклу, которую видит среди игрушек, мячи, все машины, часы и др.
Материал — разные по внешнему виду (окраске, размеру) два мяча, две разные куклы. Названия игрушек знакомые  ребенку.
Методика выявления: игрушки располагают среди других предметов. Ребенка, не занятого игрой, спрашивают: "Где кукла? Где еще кукла? Где мяч? Где еще мяч?" — или просят: "Найди мяч, дай мне мяч, дай еще мяч".
Помощь ребенку: если ребенок не выполняет просьбу, взрослый находит мяч, показывает ребенку и называет его, просит: "Найди еще мяч, где еще мяч?"
Если ребенок не знает предлагаемые игрушки, спрашивают взрослого, названия каких предметов, находящихся в кабинете, понимает ребенок. Спрашивают, например: "Где огонек (лампа)? Где еще огонек?"
Если ребенок не контактирует с проверяющим, спрашивают взрослого, просят ли ребенка находить огонек (лампу) во всех помещениях, находить несколько машин, кукол среди игрушек, или другое, как ребенок выполняет просьбы.
Поведение ребенка: находит две-три игрушки одного вида и дает их.
Ребенок находит однородные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на одежде и др.).
Взрослый утвердительно отвечает на первый вопрос и рассказывает, что ребенок, где бы ни находился, ищет огонек или по просьбе находит и приносит несколько каких-либо игрушек одного вида.
5. Активная речь: произносит первые слова-обозначения, например: "мама, ав-ав, би-би, дай" и др.
Материал — игрушки, знакомые ребенку и часто называемые взрослым.
Методика выявления: наблюдают за играющим ребенком около 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не произносит слова, взрослый вызывает его на подражание: "Ля-ля, смотри, это ля-ля. Ай, нет ля-ли, спряталась! Позови ля-лю!" — задает вопрос: "Что это?" — сам же отвечает: "Машина — би-би, скажи: би-би. Скажи: дай". Каждую инструкцию повторяют 2 — 3 раза с паузами.
Спрашивают у взрослого, произносит ли ребенок отдель¬ные слова, обозначает ли ими что-нибудь, просят привести пример.
Поведение ребенка: во время игры или при виде показан¬ных игрушек ребенок называет их облегченными словами, повторяет слова за взрослым. Произносит одно-два слова.
Взрослый отвечает утвердительно на первые два вопроса, приводит примеры одного-двух произносимых ребенком слов.  
Рейтинг@Mail.ru