10 дней
1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).
Материал — погремушка с шаром (диаметр 5 — 10 см). Методика выявления; игрушку держат на расстоянии 40-50 см над грудью ребенка, лежащего на спине, и медленно перемещают 2 — 3 раза вправо и влево (до 30 см).
Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, привлекают к ней внимание, вызывая звук погремушки, потряхивая ею 2-3 раза.
Примечание. В периоде новорожденности и в последующем, если ребенок не фиксирует взглядом звучащий предмет или лицо взрослого, надо найти то положение головы и направление его взгляда, при котором он воспринимает зрительный раздражитель.
Поведение ребенка: фиксирует взглядом игрушку (следит) до 10 см. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.
2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком звуке.
Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 25 — 40 см 2 — 3 раза хлопают в ладоши справа и слева (можно использовать колокольчик или шуршащую бумагу).
Помощь ребенку: если реакции нет, можно произвести звук ближе (до 25 см). Можно заменить хлопок в ладоши звоно колокольчика. В помещении должно быть тихо.
Поведение ребенка: при звуке вздрагивает и моргает, реагирует одним способом на звук с обеих сторон. 18 — 20 дней
1. Зрительные ориентировочные реакции: удержиивает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка, раскачивая в руке игрушку или разговаривая с ним. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40 — 50 см от глаз ребенка.
Помощь ребенку: если сосредоточения нет, взрослый наклоняется, удаляется, одновременно гремя погремушкой или разговаривая. Как только глаза ребенка фиксируют предмет, звук погремушки и разговор взрослого прекращаются.
Поведение ребенка: движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5 — 10 с.
2. Слуховые ориентировочные реакции: плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке.
Материал — погремушка с сильным звуком.
Методика выявления: когда ребенок, лежащий на спине, беспокоен, кричит или плачет, взрослый ласково говорит с ним, гремит погремушкой или хлопает в ладоши, находясь вне поля зрения ребенка.
Помощь ребенку: если ребенок не успокаивается и не ре¬агирует, громче говорят с ним или гремят погремушкой, можно 2 — 3 раза похлопать в ладоши.
Поведение ребенка: через 5 — 15 с успокаивается. Движе¬ния заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10 — 15с.
1 месяц
1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное просле¬живание движущегося предмета.
Материал — яркая игрушка (без звука).
Методика выявления: внимание лежащего на спине ребен¬ка привлекают к игрушке (приближают, удаляют в сторону на расстояние до 10 см и вверх на расстояние до 70 см), которую затем медленно передвигают вправо и влево на 20 — 30 см на вы¬соте 40 — 50 см от глаз ребенка.
Помощь ребенку: если ребенок не смотрит или отвлекается, его внимание к игрушке привлекают повторно, при отсутствии реакции с ним надо поговорить. Можно использовать звучащую игрушку и звуком привлечь к ней внимание. При передвижении игрушки звук убирают.
Поведение ребенка: сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз.
2. Слуховые ориентировочные реакции: длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).
Материал — погремушка с сильным звуком.
Методика выявления: на расстоянии 50 см от ребенка, лежащего на спине, вне поля его зрения, гремят погремушкой 5 —10 с.
Помощь ребенку: если прислушивания нет, гремят погремушкой еще 3 раза, подносят погремушку ближе (20 — 30см).
Поведение ребенка: прислушивается во время, и после звучания погремушки (10 — 15 с), движения заторможены.
3. Эмоции и социальное поведение: первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются, вызывая у него зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого. Повторяют обращение до 4 раз. Не следует тормошить? или гладить ребенка.
Помощь ребенку: если улыбки нет, можно потормошить, погладить 2 — 3 раза.
Поведение ребенка: неярко улыбается в ответ на 3 — 4 обращения к нему.
4. Движения общие: лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (до 5 с).
Методика выявления: ребенка кладут на живот, выправляя ему руки, и наблюдают.
Помощь ребенку: если ребенок не приподнимает голову, ему помогают, поглаживая спину вдоль позвоночника, от затылка до копчика.
Поведение ребенка: сразу приподнимает голову после поглаживания спины, удерживает ее до 5 с. и опускает.
5. Подготовительные этапы развития активной речм: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
Методика выявления: взрослый наклоняется над ребенком, лежащим на спине, на расстоянии 25 — 30 см от глаз. Вызывает сосредоточение на своем лице, ласково разговаривает, произносит певучие звуки (до 5 раз).
Помощь ребенку: если ребенок не произносит звуки, раз говор с ним продлевается до 1 — 2 мин. Если по-прежнему нет звуков, то надо погладить, потормошить ребенка.
Поведение ребенка: после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).
2 месяца
1. Зрительные ориентировочные реакции:
а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого.
Материол — яркая игрушка (диаметр — 5 — 10 см).
Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим дод игрушкой, подвешенной на высоте 50 — 70 см над его грудью, или на этой же высоте неподвижно держат игруш¬ку.
Помощь ребенку: если ребенок не смотрит, привлекают внимание, двигая игрушкой, приближая и удаляя ее, вызы¬вая звук.
Поведение ребенка: смотрит на игрушку в течение 20 — 25 с. не двигается;
б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.
Материал — яркая игрушка (диаметр — 5 — 10 см).
Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка к игрушке и медленно передвигают ее впра¬во и влево от средней линии на высоте 40 — 50 см, один раз в каждую сторону.
Помощь ребенку: если ребенок отвлекается, теряет иг¬рушку из поля зрения, разрешается повторно привлечь к ней внимание и повторно (до 3 раз) плавно передвигать игрушку вправо и влево от средней линии.
Поведение ребенка: следит непрерывно (10 — 15 с) за иг¬рушкой (до 50 см), поворачивая голову вправо и влево.
2. Слуховые ориентировочные реакции:
а) ищущие повороты головы при длительном звуке.
Материал — громко звучащая игрушка или шуршащая бумага.
Методика выявления: гремят погремушкой 3 — 5 с. на расстоянии 40 — 50 см сбоку, вне поля зрения лежащего на спине ребенка.
Помощь ребенку: если реакции нет, следует повторно 2 — 3 раза погреметь погремушкой справа и слева.
Поведение ребенка: слушает в течение 5 с и после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево. Возможен поворот головы в одну сторону;
б) поворачивает голову в сторону голоса взрослого.
Методика выявления: взрослый ласково говорит с ребен¬ком, лежащим на спине под подвешенной игрушкой, вне поля его зрения (на расстоянии 40 — 50 см) в течение 1 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не поворачивает голову в сторону взрослого, можно или продолжить разговор с ним, говорить более радостно, оживленно, или встать перед ребенком так, чтобы он посмотрел на говорящего взрослого, а затем опять отойти в сторону, но так, чтобы ребенок не следил за ним. После проверки обязательно, разговаривая, показаться ребенку.
Поведение ребенка: сосредоточенно слушает в течение 5 — 10 с и поворачивает голову в сторону голоса взрослого, ищет глазами, пытается "увидеть".
3. Эмоции и социальное поведение:
а) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.
Методика выявления: наклоняясь над лежащим на cпине ребенком, ласково говорят с ним (не прикасаясь), обращаясь 3 раза.
Помощь ребенку: если улыбка не появляется, надо eще 2 — 3 раза ласково поговорить с ребенком, более оживленно.
Поведение ребенка: широко и длительно улыбается после трех обращений к нему;
б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.
Методика выявления: по обе стороны на расстоянии 30-40 см от лежащего на спине ребенка кладут детей, им в pуки дают игрушки, провоцируют действия с ними, радуют, детей, вызывая звуки.
Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на соседа, для привлечения внимания позвать ребенка оттуда, где лежат другие дети.
Поведение ребенка: случайно увидев лежащего рядом ребенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредоточивает на нем взгляд в течение 15 — 30 с. Движения заторможены.
4. Движения общие: лежа на животе, поднимает, и некоторое время удерживает голову.
Материал — яркая звучащая игрушка.
Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблюдают в течение 2 с. Если ребенок не поднимает голову, на расстоянии 30 — 40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, медленно поднимают ее, говорят с ребенком.
Помощь ребенку: если ребенок не поднимает голову, поправляют ему руки под грудью, придерживают ноги, слегка нажимая, гладят спину вдоль позвоночника, от затылка до копчика,
Поведение ребенка: поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с.
5. Подготовительные этапы развития активной речи: по¬вторно произносит отдельные звуки.
Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим на спине.
Помощь ребенку: если за время наблюдения ребенок не произносит звуки, у него вызывают зрительное и слуховое сосредоточение на лице взрослого, а затем (несколько раз, повторно) произносят гласные и гортанные звуки (а, гы, кх, э). При длительном отсутствии звуков можно погладить, потор¬мошить ребенка.
Задают вопрос взрослому, сопровождающему ребенка, из¬дает ли ребенок звуки, какие.
Примечание. Метод опроса лица, сопровождающего ребенка, предназна¬чен для проверки развития ребенка в условиях ПМПК (С).
Поведение ребенка: издает отдельные гласные и соглас¬ные звуки без учитываемого раздражителя, может повторять звуки за взрослым.
Взрослый отвечает, что ребенок издает звуки, и приво¬дит пример.