4. Раннее детство. Нервно-психическое (Н-П) развитие ребенка в возрасте до 12 мес.
9 месяцев
1. Слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения под плясовую мелодию.
Материал — металлофон.
Методика выявления: ребенок стоит или сидит. Взрослый играет или поет спокойную мелодию в течение 30 с, после паузы (3 — 5с) играет или напевает знакомую ребенку пля¬совую мелодию в течение 30 с, а затем, после паузы, — опять спокойную.
Помощь ребенку: если поведение ребенка не меняется во время плясовой мелодии, взрослый оживленно двигает его руками, приподнимает поочередно его ноги, покачивает. Во время спокойной мелодии стоит рядом с ребенком и спокой¬но слушает. Если при повторной проверке ребенок не реаги¬рует адекватно, проверка прекращается.
Взрослому задают вопросы, поет ли он какие-либо песни, пляшет ли с ним, как ребенок реагирует на веселую плясо¬вую мелодию.
Поведение ребенка: спокойно слушает спокойную мело¬дию, под плясовую воспроизводит освоенные плясовые дви¬жения.
Взрослый утвердительно отвечает на все вопросы.
2. Эмоции и социальное поведение:
а) догоняет ребенка, ползет к нему навстречу.
Методика выявления: взрослый наблюдает за детьми, ко¬торые стоят у барьера или находятся на подстилке.
Помощь ребенку: если дети не общаются друг с другом, взрослый играет с ними — догоняет, убегает от них, идет навстречу, прячется. Не все действия показывают сразу, а добавляют их, если наблюдаемый ребенок бездействует. Если после игры с детьми ребенок не продолжает ее, проверка прекращается.
Поведение ребенка: один ребенок, посмотрев на другого уходит, другой устремляется за ним, оба радуются этому. Ползут друг другу навстречу и смеются (возможна игра в прятки и др.);
б) подражает действиям и движениям другого ребенка.
Методика выявления: взрослый наблюдает за двумя-тремя детьми, играющими рядом.
Помощь ребенку: взрослый дает детям игрушки, находящиеся на подстилке, рядом с ними, стимулирует действия, наблюдает за тестируемым ребенком.
Поведение ребенка: наблюдает за играющими детьми, на¬чинает подражать им — стучит рукой по бубну, подползает к ведру или ящику и вынимает оттуда игрушки, повторяет действия детей.
3. Действия с предметами: с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.).
Материал — резиновая звучащая игрушка, бидончик с крышкой, погремушка, мяч.
Методика выявления: игрушки раскладывают в поле видимости ребенка, стоящего или сидящего, и наблюдают не менее 10 мин.                                     
Помощь ребенку, если ребенок не играет или только бросает игрушки, берет их в рот, стучит, взрослый показывает ему действия, сопровождая их словами: "Покатаем мяч, смотри: покатился мяч"; "Откроем крышку, открыли" и.пр. каждое действие повторяется 2 — 3 раза. После показа первого действия взрослый не менее 5 мин наблюдает за ребенком. При отсутствии действий взрослый показывает второе действие, при необходимости третье, четвертое. Если действия не возникают, проверка прекращается.
Спрашивают взрослого, как ребенок играет мячом, резиновой игрушкой, погремушкой, кастрюлей с крышкой.
Поведение ребенка: резиновую игрушку сжимает, крышку открывает, погремушкой гремит, мяч катает; может выполнить только одно действие.
Взрослый рассказывает, как ребенок действует с предметами (в соответствии с показателем 9мес).
4. Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.
Материал — стол-барьер, горка, стул и др. на расстоянии 30 — 40 см друг от друга, игрушка.
Методика выявления: ребенка, стоящего у опоры, привлекают игрушкой на расстоянии 50 — 70 см к другой опоре. По мере его приближения переходят дальше. После двух-трех переходов дают ребенку игрушку, общаются с ним.
Помощь ребенку: если ребенок остается на месте и не де лает ни одного шага, взрослый, стоя от него на pacстоянии (до 70 см), жестом, игрушкой, словом зовет к себе. Можно потрогать ребенка за руку (локоть, ладонь) и, слегка притянув к себе, продолжать звать его словами. При отсутствии передвижения проверка прекращается.
Спрашивают у взрослого, бодрствует ли ребенок на полу, как он переходит от одной опоры к другой.
Поведение ребенка: смотрит на взрослого и направляется к нему, держась одной рукой, вполоборота, приставным или чередующимся шагом, передвигается вслед за игрушкой. Перехо¬дит к другой опоре приставным шагом, держась одной рукой и деренося другую на новую опору. Делает два-три перехода.
Взрослый, сопровождающий ребенка, отвечает утвердитель¬но и рассказывает, как передвигается ребенок (в соответствии с показателем 9 мес).
5. Подготовительные этапы развития понимания речи:
а) на вопрос: "Где .-?" — находит взглядом несколько зна¬комых предметов в разных местах независимо от их постоян¬ного местоположения.
Материал — три-четыре игрушки, которые ребенок нахо¬дит, стоящие на постоянных местах (хорошо видны, стоят по одной, рядом нет других предметов).
Методика выявления: ребенка спрашивают: "Где собачка (лошадка, мишка)?" Игрушки переставляют и спрашивают:
"Где ...?" Вопрос повторяют 2 — 3 раза. После того как ребенок находит две игрушки из трех, их меняют местами и задают еще раз вопросы о трех игрушках.
Помощь ребенку: если ребенок на вопросы: "Где ...?" — не ищет названные игрушки, взрослый напоминает ему: "Где со¬бачка? Посмотри: вот собачка!" Показывает. "Ой, нет собачки!" Прячет. "Где собачка?" Взрослый поворачивает голову, ищет игрушку. "А, вот она!" Показывает собачку. После этого спраши¬вает: "Где собачка?" И так же спрашивает о лошадке и мишке. Если после показа ребенок в ответ на вопрос не ищет взглядом ни одну игрушку, проверка прекращается.
Задают вопросы взрослому, какие слова он понимает, может ли найти знакомые предметы в разных местах.
Поведение ребенка: находит взглядом игрушки на постоянных местах, ищет и находит их на других местах.
Взрослый перечисляет предметы, названия которых понимает Ребенок, и утвердительно отвечает на второй вопрос;
б) знает свое имя.
Методика выявления: ребенка зовут, называя по имени: "Иди ко мне". После паузы зовут, называя другое имя в том же контексте, и затем после паузы — опять имя проверяемого ребенка. Можно проверить второй раз.
Поведение ребенка: на зов приближается к взрослому или оборачивается, идет к тому, кто зовет, на чужое имя не реагирует.
6. Подготовительные этапы развития активной речи: подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете.
Методика выявления: взрослый, сидя перед ребенком чет ко, с небольшими паузами произносит слоги, имеющиеся в лепете ребенка. Проверку проводит близкий ребенку человек.
Помощь ребенку: если ребенок через 1 — 2 мин не повторяет слоги, взрослый продолжает в течение 15 — 20 мин произносить слоги так, чтобы ребенок видел движение его губ.
Задают вопросы взрослому, какие слоги есть в лепете ребенка, повторяет ли он слоги, какие слоги повторяет.     
Поведение ребенка: слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1 — 2 мин повторяет слоги.
Взрослый называет слоги, произносимые ребенком, утвердительно отвечает на второй вопрос.
7. Навыки и умения в процессах:
а) хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками.
Материал — широкая чашка с ручкой или маленькая пиала с небольшим количеством жидкости (100 г).
Методика выявления: во время кормления ребенок сидит за столом, взрослый протягивает ему чашку с питьем, придерживая ее за дно так, чтобы ребенок не уронил.
Помощь ребенку: взрослый изменяет положение чашки, если ребенок слишком наклоняет ее. Если он не направляет pуки к чашке, взрослый может поднять их и положить на чашку, можно придержать руки ребенка на чашке, сопровождая действия словами.
Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, какую активность проявляет ребенок во время кормления, придерживает ли руками чашку.
Поведение, ребенка: четко направляет руки к чашке и берет ее двумя руками, наклоняется к ней и пьет. Может поднять чашку ко рту, наклонить. Если взрослый перестанет поддерживать чашку, ребенок выронит ее. Взрослый рассказывает, как ведет себя ребенок во время:
кормления, и положительно отвечает на второй вопрос;
б) формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).
Методика выявления: взрослый сажает ребенка на горшок (по потребности: после сна, в середине бодрствования, перед сном), сопровождая свои действия словами. Не следует задерживать его на горшке дольше 2 мин.                     
Помощь ребенку: можно остаться рядом с ребенком, придерживать его рукой, чтобы он не встал, не упал. При возникновении отрицательных эмоций проверку прекратить.
Задают вопросы взрослому, приучают ли ребенка к горшку, как он относится к высаживанию на горшок. 
Поведение ребенка: ребенок спокойно и адекватно реагирует на предложение взрослого идти на горшок. Сидя на горшке, иногда лепечет, улыбается, не пытается встать. Резуль¬тат положительный.
Взрослый положительно отвечает на первый вопрос и рас¬сказывает о поведении ребенка, соответствующем 9 мес. 10 месяцев
1. Эмоции и социальное поведение: действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
Материал — стержень с кольцами, прикрепленный к сто¬лу, шары со скатом, ящик с игрушками.
Методика выявления: взрослый наблюдает за детьми, игра¬ющими на полу около одного пособия. Наблюдают в течение 20 — 30 мин.
Помощь ребенку: если наблюдаемый ребенок не начинает играть рядом или вместе с другими детьми (один-два ребен¬ка), взрослый привлекает его внимание к действиям другого ребенка с игрушкой и может включиться в игру сам, чтобы вызвать активные действия наблюдаемого.
Поведение ребенка: действия одного ребенка привлекают другого, который приближается и включается в те же дей¬ствия, или независимо друг от друга они действуют в одном месте, рядом (вынимают игрушки из одного ящика, улыба¬ются друг другу).
2. Действия с предметами: самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушками (вынимает и вкладывает, открывает и закрывает, катает). Действия с предметами принимают устойчивый характер.
Материал — миска с шарами, кастрюля с крышкой, шар или мяч.
Методика выявления: взрослый ставит перед ребенком миску и рядом кладет игрушки для вкладывания, ставит кастрюльку с крышкой. Наблюдает 15 — 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не действует игрушками или его действия хаотичны, взрослый просит (без показа):
Вынь шарик, еще вынь". Затем: "Вложи шарик, еще вложи, покатай шар, (мяч), открой крышку, закрой крышку". Повторяет инструкцию до 3 раз. Можно показать, как вложить, вынуть, как открыть, закрыть, после чего продолжить наблюдение.
Если ребенок не берет игрушку, спрашивают взрослого, сопровождающего его, просит ли она его что-нибудь делать, понимает ли он просьбы, умеет ли вынимать и вкладывать, открывать и закрывать, может ли это сделать по просьбе (без пока за).
Поведение ребенка: при виде игрушек выполняет отдельные разученные действия, по предложению взрослого выполняет требуемые действия. Может выполнить действия не до конца (не все игрушки вложил, не все вынул).
Взрослый утвердительно отвечает на все вопросы.
3. Движения общие:
а) входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее.
Материал — горка-манеж с тремя-четырьмя ступеньками и пологим скатом, с перилами, крупная игрушка.         
Методика выявления: на площадку горки ставят игрушку и привлекают к ней внимание ребенка, наблюдают за ним  не менее 20 мин.                                    
Помощь ребенку: если ребенок не поднимается вверх на горку, взрослый предлагает ему: "Смотри: вон мишка, иди сюда, возьми мишку. На,  возьми". Когда ребенок поднимается на горку, ему дают игрушку. Можно подвести его к горке, положить его руки на перила и помочь сделать первый шаг.
Поведение ребенка: встает около горки, берется руками за перила с одной стороны и поднимается вверх боком, переставляя руки, приставным шагом, или берется за пepила с обеих сторон и поднимается вверх прямо, приставным шагом. На площадке играет. Спускается, так же, держась за перила с обеих сторон или двумя руками с одной стороны;
б) идет вперед с поддержкой за обе руки.
Методика выявления: взрослый ставит ребенка на пол лицом к себе, держит за кисти обеих рук и медленно идет на зад, немного отходя от него, ведет его на себя.        
Поведение ребенка: шагает за взрослым, опираясь на его руки, шагает одной ногой вперед (приставным шагом) или чередующимся шагом.
4. Понимание речи: по просьбе: "Дай ..." — находит знакомые предметы среди других и дает их.
Материал — игрушки, знакомые ребенку (две-три): кукла, мяч, мишка, кошка или собака, машина и др.
Методика выявления: ребенка ставят на пол около опоры или сажают, игрушки размещают вокруг него среди других предметов. Просят: "Дай куклу, дай кошку, собачку" и т.д. Повторяют два раза. Нельзя указывать на предмет рукой.
Помощь ребенку: если ребенок не ищет игрушку, ему можно показать на нее, назвать ее и попросить дать. После этого попросить найти и принести другие игрушки (две-три).
Если ребенок не контактирует, задают вопросы взросло¬му, сопровождающему ребенка, просят ли ребенка, дать ма¬шину (мишку), выполняет ли ребенок просьбы.
Поведение ребенка: находит, берет и дает две из трех на¬зываемых игрушек.
Взрослый отвечает утвердительно на оба вопроса.
5. Подготовительные этапы развития активной речи:
подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, кото¬рых нет в лепете ребенка.
Методика выявления: сидя перед ребенком, четко, раз¬дельно, повторно произносят два-три новых для него слога.
Помощь ребенку: если ребенок не повторяет слоги, взрос¬лый, разговаривая с ним, произносит повторно слоги, кото¬рые есть в лепете ребенка, и вступает с ним в "переклич¬ку", после чего постепенно вводит новые для ребенка слоги и вызывает их повторение. Проверку можно проводить не бо¬лее 20 мин.
Задают вопросы взрослому, какие слоги произносит ребе¬нок, повторяет ли он за ней новые слоги, какие слоги он произносит, повторяет.
Поведение ребенка: слушает, следит за движением губ го¬ворящего и сразу или через 1 — 2 мин, подражая, повторно произносит два-три сочетания слогов.
Взрослый отвечает утвердительно и приводит пример произносимых и повторяемых слогов.
6. Навыки и умения в процессах: закрепляются умения, приобретенные в 9 мес.
Рейтинг@Mail.ru