4. Раннее детство. Нервно-психическое (Н-П) развитие ребенка в возрасте до 12 мес.
11 месяцев
1. Эмоции и социальное поведение:
а) радуется приходу детей.
Методика выявления: взрослый в течение 20 мин наблюдает за ребенком, который бодрствует на полу, в привычном для него месте, во время подъема детей после сна, в конце корм¬ления.
Помощь ребенку: если ребенок не реагирует на приход других детей, взрослый провоцирует его: он радостно приветствует пришедшего ребенка, берет его за руку, дает игрушку. Если после этого поведение ребенка не меняется, проверка прекращается.
Поведение ребенка: радуется детям, смотрит на них; ждет, пока приведут, устремляется к ним, смеется, лепечет, когда их помещают в манеж (за барьер);
б) избирательное отношение к детям.
Методика выявления: взрослый наблюдает за поведением ребенка, бодрствующего среди детей, в течение 20 мин.
Поведение ребенка: радуется появлению определенного ребенка, подходит к нему, заигрывает. Если этого ребенка забирают из манежа, проявляет недовольство. Если, наблюдаемого ребенка, помещают к детям, он осматривается и сразу направляется к определенному ребенку. Подходит, наблюдает, начинает действовать с ним или рядом. Бывает иначе: приближается к oпpeдeленному ребенку, дергает его, разбрасывает его игрушки, отходит и спокойно играет в другом месте.
2. Действия с предметами: овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень).
Материал — стержень, прикрепленный к столу, или стержень пирамиды и два-три кольца с большими отверстиями, два-три кирпичика (10х5х2 см); стол с отверстиями и грибочками, скат с двумя-тремя шарами (диаметр — 5-6-см), кастрюля с крышкой (из детского набора) и с игрушкой внутри.
Методика выявления: взрослый подводит ребенка к столу-барьеру, к столу или ящику с игрушками и наблюдает за ним в течение 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок использует игрушки не по на значению, ему дают материал и предлагают: "Сними, открой, вынь, покатай, надень, закрой, вложи, наложи" Можно показать одно действие.
Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, чем играет ребенок, как играет, что делает с игрушками, может ли выполнить действие по ее просьбе.
Поведение ребенка: сам или по инструкции выполняет два действия (не менее) — накладывает кирпичик, снимает и надевает кольца и др.
Взрослый перечисляет предметы быта и игрушки, которыми играет ребенок, и рассказывает, как он играет. Может все де дать по просьбе взрослого.
3. Движения общие:
а) стоит самостоятельно.
Методика выявления: ребенка ставят около опоры и отходят, наблюдают 3 — 5" мин.
Помощь ребенку: если ребенок держится за опору и стоит, не отрываясь от нее, взрослый берет его за руку и отводит от опо¬ры на два-три шага, останавливается и отпускает руку ребенка, разговаривает с ним.
Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, падает ли ребенок, если его ставят на пол без опоры, как долго он может стоять без опоры.
Поведение ребенка: отрывается от опоры и стоит на расстав¬ленных ногах 5 с или, оставленный без опоры, не падает в тече¬ние 5 с, ноги расставлены, руки балансируют.
Взрослый отвечает, что ребенок не падает, если его ставят без поддержки, стоит долго;
б) делает первые самостоятельные шаги.
Методика выявления: наблюдают за ребенком, стоящим у опоры, в течение 10 мин или зовут его, побуждая отойти от опо¬ры.
Если нет условий для проверки, задают вопросы взрослому, может ли ребенок из положения стоя сделать шаг вперед без под¬держки или опоры, может ли сделать два-три шага самостоятель¬но.
Поведение ребенка: отпускает опору, делает два-три шага впе¬ред, затем опускается или ищет опору.
Взрослый отвечает утвердительно на оба вопроса.
4. Понимание речи:
а) по словесной инструкции выполняет разученные дей¬ствия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит со¬бачку и пр.).
Материал — игрушки, находящиеся в пользовании у ребенка — кукла, собака, кошка, кукольная посуда (блюдце, чаш¬ка).
Методика выявления: ребенку предлагают без показа покор¬мить собачку, поводить куклу, инструкцию повторяют 2 раза и наблюдают около 5 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не взял игрушку и не выполнил задачу, взрослый ставит игрушку перед ним и просит: "Поводи куклу, покорми собачку", затем взрослый показывает:
ЕШЬ, собачка" или "Пей, собачка" (поит из блюдца), а потом предлагает ребенку: "Покорми куклу".
Поведение ребенка: по предложению взрослого водит куклу, кормит собачку и др. Выполняет любые два действия;
б) появляются первые обобщения в понимаемой речи; по словесной просьбе взрослого дает любую куклу, которую видит среди игрушек, мячи, все машины, часы и др.
Материал — разные по внешнему виду (окраске, размеру) два мяча, две разные куклы. Названия игрушек знакомые  ребенку.
Методика выявления: игрушки располагают среди других предметов. Ребенка, не занятого игрой, спрашивают: "Где кукла? Где еще кукла? Где мяч? Где еще мяч?" — или просят: "Найди мяч, дай мне мяч, дай еще мяч".
Помощь ребенку: если ребенок не выполняет просьбу, взрослый находит мяч, показывает ребенку и называет его, просит: "Найди еще мяч, где еще мяч?"
Если ребенок не знает предлагаемые игрушки, спрашивают взрослого, названия каких предметов, находящихся в кабинете, понимает ребенок. Спрашивают, например: "Где огонек (лампа)? Где еще огонек?"
Если ребенок не контактирует с проверяющим, спрашивают взрослого, просят ли ребенка находить огонек (лампу) во всех помещениях, находить несколько машин, кукол среди игрушек, или другое, как ребенок выполняет просьбы.
Поведение ребенка: находит две-три игрушки одного вида и дает их.
Ребенок находит однородные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на одежде и др.).
Взрослый утвердительно отвечает на первый вопрос и рассказывает, что ребенок, где бы ни находился, ищет огонек или по просьбе находит и приносит несколько каких-либо игрушек одного вида.
5. Активная речь: произносит первые слова-обозначения, например: "мама, ав-ав, би-би, дай" и др.
Материал — игрушки, знакомые ребенку и часто называемые взрослым.
Методика выявления: наблюдают за играющим ребенком около 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не произносит слова, взрослый вызывает его на подражание: "Ля-ля, смотри, это ля-ля. Ай, нет ля-ли, спряталась! Позови ля-лю!" — задает вопрос: "Что это?" — сам же отвечает: "Машина — би-би, скажи: би-би. Скажи: дай". Каждую инструкцию повторяют 2 — 3 раза с паузами.
Спрашивают у взрослого, произносит ли ребенок отдель¬ные слова, обозначает ли ими что-нибудь, просят привести пример.
Поведение ребенка: во время игры или при виде показан¬ных игрушек ребенок называет их облегченными словами, повторяет слова за взрослым. Произносит одно-два слова.
Взрослый отвечает утвердительно на первые два вопроса, приводит примеры одного-двух произносимых ребенком слов.  
12 месяцев
1. Зрительные ориентировочные реакции:
а) различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого).
Материал — деревянный кубик 5х5х5 см (4х4х4 см), де¬ревянный кирпичик 2х5х8 см (1х4х7 см), одинаково окрашен¬ные. С этим материалом ребенок познакомился на занятии и в самостоятельной деятельности.
Методика выявления: взрослый кладет перед ребенком кубик и кирпичик и спрашивает: "Где кубик? Где кирпи¬чик? Дай мне кубик, дай кирпичик".
Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на предметы или дает не тот предмет, взрослый спрашивает: "Где ку¬бик?" — и сам показывает: "Вот кубик", затем просит ребен¬ка: "Покажи, где кирпичик". Берет кирпичик и дает ребен¬ку: "На, возьми кирпичик. Дай мне кирпичик. А где кубик?"
Поведение ребенка: в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик;
б) узнает на фотографии знакомого взрослого, мать. Материал — фотография (3х5 см) матери или близкого человека (в доме ребенка — сотрудника группы).
Методика выявления: ребенку показывают фотографию и спрашивают: "Кто это?" Если он не говорит, просят: "Пока¬жи, где мама?" — или: "Где Анна Павловна?" (повторяют 2— 3 раза). 
Поведение ребенка: в ответ на вопрос смотрит на фотографию, Узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если ре¬бенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии.
2. Эмоции и социальное поведение:
а) протягивает другому ребенку и отдает игрушку, со¬провождая это смехом и лепетом.
Материал — игрушка, знакомая ребенку.
Методика выявления: дети играют рядом. Взрослый наблюдает за ними в течение 20 мин.
Помощь ребенку: если взаимодействия нет, взрослый говорит: "Дай Оле куклу, дай сама. На, Оля" — и своей рукой направляет руку ребенка с игрушкой к другому ребенку.
Поведение ребенка: действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать, сказать: "На", может действовать молча;
б) ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.
Материал — игрушка, знакомая ребенку.
Методика выявления: взрослый наблюдает за ребенком около 20 мин.                                         
Помощь ребенку: взрослый показывает детям игрушку: "Смотрите, собачка. — И накрывает ее чем-нибудь (платок, салфетка и пр.). — Ой, нет собачки, где собачка?" Оглядывается, ищет ее, а затем снимает покрывало: "А, вот собачка". Предлагает одному ребенку: "Спрячь мишку, спрячь!", а по том спрашивает наблюдаемого ребенка: "Где мишка? Найди мишку".
Поведение ребенка: один берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит: "Дай", смеется.
3. Действия с предметами:
а) самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.).
Материал — игрушки, находящиеся обычно в пользовании. ребенка (кукла, чашка, мишка, собака, мяч и др.).
Методика выявления: взрослый наблюдает за играющим ребенком около 20 мин. Если ребенок не играет, создают подсказывающую ситуацию. Перед ним ставят игрушки: мяч на горке, куклу с одеяльцами или собачку с чашкой. Можно подсказать "Покорми, покатай" и т.д.
Помощь ребенку: если ребенок бездействует или действует примитивно, перед ним раскладывают игрушки в разных местах так, чтобы они привлекали его внимание и побуждали к игре.
Если ребенок не играет, спрашивают у взрослого, какие у него игрушки, как он играет с куклой, собачкой.
Поведение ребенка: самостоятельно или по речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит мишку) повторно или однократно. Выполняет
три любых разных действия с тремя игрушками или одно дей¬ствие с тремя игрушками.
Взрослый рассказывает, какие игрушки у ребенка, как он ими играет, соответственно показателю 12 мес;
б) переносит действия, разученные с одним предметом, на  другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и др)
Материал — машина, тележка, кукла, мишка, собака.
Методика выявления: взрослый наблюдает за играющим ребенком около 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок бездействует или действует примитивно, перед ним ставят игрушки, привлекая внимание, взрослый предлагает ему: "Покорми мишку, повози мишку, по¬катай куклу, повози собачку." После этого, можно дать другую сюжетную игрушку, продолжить наблюдение.
Поведение ребенка: выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит куклу и других, укладывает их спать и пр.
4. Движения общие: ходит самостоятельно (без опоры).
Материал — яркая игрушка.
Методика выявления: ребенка ставят на пол и наблюдают.
Помощь ребенку: если ребенок стоит неподвижно, привлекают его жестом, игрушкой (игрушку надо отдать ребенку, когда он подойдет).
Если нет условий для проверки, задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, ходит ли ребенок сам, без опоры, вперед, сколько он может пройти.
Поведение ребенка: идет чередующимся шагом, может повер¬нуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м.
Взрослый утвердительно отвечает на первый вопрос. Расска¬зывает, как он ходит и что проходит до 3 м.
5. Понимание речи:
а) понимает (без показа) названия нескольких предметов. Действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения ("найди, принеси, отдай тете, положи на место").
Материал — игрушки, которые постоянно находятся в Пользовании ребенка, названия которых он знает, или предметы его одежды.
Методика выявления: просят ребенка дать игрушку, зак-рьгть дверь, взять мяч с горки, отдать машину Юре, а матрешку Оле, положить на стул, на стол, на подоконник, в ящик, дать игрушку, найти игрушку, привести взрослого (до пяти поручений).     
Если ребенок не контактирует со взрослым, спрашивают лицо, сопровождающее ребенка, просят ли ребенка что-либо найти, принести, показать, как выполняет ребенок просьбы.
Поведение ребенка: ребенок выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к названным взрослым, отдает им игрушки, находит одежду и пр.
Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос, рассказывает, что ребенок выполняет не менее двух ее просьб (приносит, кладет, дает и пр.);                        
6) понимает слово "нельзя" (прекращает действие). 
Методика выявления: взрослый, увидев нежелательные действия ребенка, обращается к нему по имени, говорит: "Нельзя!" Если ребенок не прекращает действие, можно повторить запрет 2 — 3 раза. Не допускается называть действия и предметы, например: "Поставь чашку, не трогай", или непосредственно воздействовать на ребенка — прекращать его действие рукой, недопустим сердитый окрик. 
Спрашивают взрослого, если ребенок выполняет нежелательные действия, может ли он их прекратить при слове "нельзя", делает ли он это сразу, или при повторном запрете.
Поведение ребенка: при слове "нельзя" сразу или после двух-трех повторений прекращает действие (может не поста вить чашку на стол, но перестает стучать).
Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос. Рассказывает, что ребенок сразу или после двух повторений прекращает действие;
в) некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер.
Материал — игрушки, которые находятся в пользовании ребенка.
Методика выявления: просят ребенка: "Сложи игрушки в ящик, иди к детям, принеси куклу, еще куклу, дай мяч, найди еще мяч". Повторить 2 — 3 раза.
Поведение ребенка: четко выполняет инструкцию взросло го сразу или после двух-трех повторений;
г) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.
Материал — игрушки, находящиеся в пользовании ребенка (кукла, собака) с дополнительным материалом (тарелочка, одеяло), два-три кирпичика, стержень, прикрепленный к столу с двумя-тремя кольцами.
Методика выявления: перед ребенком кладут куклу и предлагают: "Покачай лялю, бай-бай", ставят собачку и та¬релочку и просят: "Покорми собачку", дают кирпичики и го¬ворят: "Положи кирпичик, еще положи". Нельзя показывать действия. Инструкцию можно повторить 2 — 3 раза.
Поведение ребенка: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз), кормит собачку, кладет кирпичик на кирпичик и др.
6. Активная речь:
а) легко подражает новым слогам.
Методика выявления: взрослый сидит перед ребенком и произносит с разной интонацией слоги в разном сочетании, новые для ребенка. В помещении тихо. Ребенок должен видеть мимику взрослого и движения его губ.
Помощь ребенку: если ребенок молчит, взрослый после паузы (20 — 30 с) побуждает его к подражанию новым зву¬кам, если лепечет ребенок, то взрослый повторяет слоги за ним, а затем произносит повторно новые слоги.
Спрашивают у взрослого, перекликаются ли с ребенком, произносит ли он повторно новые слоги, их разные сочета¬ния.
Поведение ребенка: повторяет за проверяющим слоги. До¬пустима отсроченная реакция.
Взрослый отвечает утвердительно на оба вопроса;
б) произносит пять — десять облегченных слов.
Материал — игрушки, названия которых ребенок повто¬ряет.
Методика выявления: проверку проводит хорошо знако¬мый ребенку взрослый, показывает ребенку куклу, другие игрушки и спрашивает: "Что это? Кто это?"
Помощь ребенку: если ребенок не отвечает, после паузы 5— 6 с предлагают: "Скажи: ля-ля; скажи: киса — кс-кс;
скажи: собачка — ав-ав" и др. Название игрушки совпадает с ее показом: "Посмотри, ля-ля топ-топ, скажи: топ-топ". По¬дзывают игрушку, вызывают к ней интерес, предлагают:
Попроси, скажи: "дай-дай. Дай мне мяч, скажи: на".
Спрашивают у взрослого, говорит ли ребенок, как он называет предметы.
 Поведение ребенка: повторяет за проверяющим слова:
"дай, так, топ-топ" и др. — при показе игрушек, называет их облегченными словами сам или повторяя названия за взрослым. Допустима отсроченная реакция, произносит до пяти слов.
Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос, рассказывает, как говорит ребенок, что называет не менее пяти слов, звукосочетаний, звукоподражаний.
7. Навыки и умения в процессах: самостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет).
Материал — широкая чашка, до 100 г жидкости.
Методика выявления: во время кормления взрослый ставит чашку с питьем на стол перед ребенком. 
Помощь ребенку: если ребенок не берет сам чашку или берет, проливая жидкость, взрослый берет чашку и со словами: "Возьми чашку, бери, держи, пей" — вкладывает ее в его руки. Слегка прижимает руки к чашке, наблюдает. Помогает наклонить чашку и поставить ее на стол.
Задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, дают ли ребенку пить из чашки, пьет ли он из чашки, может ли сам держать чашку и пить из нее.
Поведение ребенка: протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. Разрешается держать чашку, которую дал взрослый, и пить из нее.
Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которыx нет в его лепете (10 мес.) (см. приложение 3);
не подражает взрослому, не повторяет за ним новые слоги.
Первые лепетные слова (с 11 мес.):
наряду с лепетом пользуется лепетными словами;
редко пользуется лепетными словами;
произносимые лепетные слова:_
нет первых лепетных слов. Легко подражает новым слогам, произносит 5 — 10 облегченных слов (с 12 мес.);
не подражает новым слогам, не произносит облегченные слова.
Звуковая активность ребенка повышается:
в ходе тактильно-эмоционального общения взрослого и ребенка;
в ходе эмоционально-речевого общения ребенка и взрослого; в ходе предметно-действенного общения ребенка и взрослого;
при сочетании различных форм общения.            
6.9. Предпосылки формирования понимания речи (7 —12мес.) (см. приложение 3) 
6.10. Слуховые ориентировочные реакции (10 дн. — 12мес.)
(см. приложение 3)
6.11. Зрительные ориентировочные реакции (10 дн — 12мес)
(см. приложение 3)
6.12. Эмоции и социальное поведение (1 — 12мес)
(см. приложение 3)
6.13. Движения руки и действия с предметами (с 3мес. см. приложение 3)
Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук
Мышечный тонус рук:
Зрительно-моторная координация рук:
приближение рук ко рту, сосание пальцев (с 2 мес.);
приближение руки к глазу или носу (с 2 мес.);
фиксация своей руки, захватывание руки (с 3 мес.);
наличие реакции ощупывания своих рук (с 3,5 мес.);
перекладывание игрушки из руки в руку (с 5 мес.);
Формирование дифференцированных захватов и противопо¬ставлений пальцев рук:
ладонный захват;
захват нижней третью пальцев рук;
захват верхней третью пальцев рук;
захват двумя пальцами — большим и указательным (с 8 мес.);
захват тремя пальцами (с 10 мес.);
указательный жест (с 9 мес.). 
6.14. Движения общие (см. приложение 3) ___________
Методика выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепета
Материал — яркая озвученная игрушка.
Методика, выявления: наблюдают за ребенком в течение 20 -30 мин. Рекомендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голосовой активности — через 10 — 15 мин после еды, после занятия, после общения с матерью и т.д.
1. Если ребенок не гукает и не гулит, вызывают зрительное сосредоточение на взрослом, находящемся в его поле зрения. Наблюдают за поведением ребенка.
2. Если ребенок не начинает издавать звуки для привлечения взрослого, взрослый, наклоняясь и удаляясь от него, разговаривает с ним, произносит повторно гласные звуки. Наблюдает за ребенком в течение 1 — 3 мин, так как звуковая реакция у детей может быть отсроченной по времени.
3. Если не удалось вызвать звуковую активность и на эмоционально-речевое общение со взрослым, последний показывает ребенку яркую звучащую игрушку, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение на ней, продолжая общаться с рёбенком. Наблюдает за его поведением. Можно повторить общение с привлечением игрушки.
4. При дальнейшем отсутствии звуков взрослый, наклоняясь к ребенку, тормошит его, поглаживает его ручки, ножки, щекочет, ласково разговаривая с ребенком. Удаляется от ребенка и снова наклоняется, тормоша его. Затем наблюдает за поведением ребенка в течение 1 — 3 мин.
5. Если и при тактильно-эмоциональном общении звуков вызвать не удается, логопед пытается локализовать выдох с помощью упражнений дыхательной гимнастики:
исходное положение — лежа на спине. Ритмичные надавливания на грудную клетку, ее боковые и передние ПОВЕРХности, исключая грудину. На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребенка — от 2 нед. до3 мес.;       
исходное положение — лежа на спине. Слегка отвести со гнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола (вдох), затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки (выдох). На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребенка-3 — 6 мес;
взрослый придерживает руки ребенка, отводит их в сторону их в сторону и вверх (вдох) и скрещивает руки на груди (выдох) попеременно (правую на левую, левую на правую). На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуления, лепета. Возраст ребенка-6-12 мес.
Приложение 8 
Варианты заключения логопеда (1-й год жизни)
Возрастная норма
1. Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых ре акций в доречевом периоде (доречевой период — от рождения до 8 мес.) соответствует возрасту ребенка.
2. Развитие ориентировочно-познавательных, звуковых реакций и предпосылок формирования понимания речи в предречевом периоде (предречевой период — от 8 мес. до 1 года 3 мес.) соответствует возрасту ребенка.
3. Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде формируется с опережением, что соответствует возрастной норме.
Развитие с опережением
1. Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых ре акций в доречевом периоде формируется со значительным опережением.
2. Развитие ориентировочно-познавательных, звуковых реакций и предпосылок развития понимания речи в предречевом периоде формируется со значительным опережением. 
Отставание в развитии
1. Отставание в развитии звуковых реакций в доречевом; периоде у ребенка с __________________________ (указывается клинический диагноз ребенка).
2. Отставание в развитии ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом; периоде у ребенка с _________________________ (указывается диагноз).
Рейтинг@Mail.ru