6 месяцев
1. Слуховые ориентировочные реакции: по-разному реа¬гирует на свое и чужое имена.
Методика выявления: ребенок лежит на спине или животе. Взрослый вне поля его зрения называет чужое имя, рез¬ко контрастное по звучанию с именем ребенка, повторяет его 2 раза с паузой 1 — 2с, затем после паузы 2 — Зс — имя ре¬бенка и после паузы — опять чужое. В помещении должно быть тихо, проверку проводит хорошо знакомый ребенку взрослый, оба имени произносятся с одинаковой интонацией и  эмоциональной окраской.
Поведение ребенка: прислушивается. Если называют чужое имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.
2. Движения руки и действия с предметами: уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.
Материал — 2 — 3 яркие погремушки, удобные для захватывания.
Методика выявления: рядом с лежащим на животе ребенком, перед ним или немного сбоку — справа и слева в пределах досягаемости, не касаясь рук, кладут игрушки, привлекают к ним внимание и наблюдают в течение 30 мин. 
Помощь ребенку: если ребенок не проявляет интереса и не берет игрушки, то взрослый действует ими в поле его зрения, приближает игрушки к рукам ребенка так, чтобы он мог коснуться их.
Поведение ребенка: сразу после привлечения внимания или дополнительного стимулирования уверенно берет игрушку, перекладывает и пр. Каждый ребенок действует по cвоему в течение 1 мин.
3. Движения общие:
а) переворачивается с живота на спину.
Материал — яркая устойчивая игрушка.
Методика выявления: у ребенка, лежащего на животе, вызывают сосредоточение на игрушке, стоящей перед ним, и перемещают ее по кругу за спину ребенка. Повторить 2 раза.
Помощь ребенку: если ребенок не пытается лечь на живот, можно помочь ему, взяв за руку и слегка согнув ногу, приподнимают его грудь и голову, помогают лечь на бок, если ребенок из положения "на боку" сам не поворачивавается на спину, проверка развития умения прекращается.   
Если ребенок отказывается лежать на животе, задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, умеет ли ребенок сам переворачиваться, быстро ли он переворачивается, часто ли.
Поведение ребенка: следит за игрушкой, поворачивает го лову и быстро переворачивается на спину сам или при помощи взрослого. Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы;
б) передвигается, переставляя руки или немного поползая.
Материал — яркая устойчивая игрушка.
Методика выявления: внимание ребенка, лежащего на животе, привлекают к игрушке, поставленной перед ним, но недосягаемой.
Помощь ребенку: если ребенок не пытается подползти к игрушке, то ее приближают к ребенку, касаются его руки и оставляют игрушку очень близко от его рук. Можно помочь
ребенку подползти, создав рукой опору для ног и другой ру¬кой немного приподняв его грудь. При отсутствии попытки подползти проверка умения прекращается.
Просят взрослого рассказать, как ребенок передвигается, лежа на животе.
Поведение ребенка: в течение 3 — 5с смотрит на игруш¬ку и пытается достать, подползает вперед, подтягиваясь на руках, двигается вбок, переставляя руки, или назад.
Взрослый положительно отвечает на вопрос и рассказыва¬ет, как передвигается ребенок.
4. Подготовительные этапы развития активной речи:
произносит отдельные слоги.
Методика выявления: за ребенком, бодрствующим в лю¬бой позе, наблюдают 20 — 30 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не произносит хотя бы один слог, с ним "перекликаются", вызывая подражание ка¬кому-либо одному слогу.
Если ребенок спонтанно не произносит звуки, спрашива¬ют мать, какие звуки или слоги произносит ребенок, произ¬носит ли такие слоги, как "ма", "ба", или другие. Просят привести пример.
Поведение ребенка: однократно или редко произносит ка¬кой-либо один слог ("ба", "ма"), может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним.
Взрослый утвердительно отвечает на вопросы и приводит примеры произносимых звуков, слогов.
5. Навыки и умения в процессах:
а) хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. 
Методика выявления: ситуация естественная (во время кор¬мления). Ребенок полусидит на руках у взрослого около стола для кормления. Взрослый держит его на коленях вполоборота, лицом к себе, набирает в ложку немного пищи (1/3 ложки без верха) и подносит к губам ребенка, сопровождая действия словами с со-ответствующей интонацией, предлагая есть. Нельзя давать ребенку полную ложку, вкладывать ее в рот, если губы закрыты.
Помощь ребенку: можно прикоснуться кончиком ложки к губам и уголкам рта ребенка.
Лицу, сопровождающему ребенка, задают вопросы, ест ли ребенок с ложки, сам ли снимает пищу губами, или ждет, когда положат пищу в рот, ссасывает ли пищу с ложки.
Поведение ребенка: раскрывает рот раньше, чем ложка коснется губ, и снимает пищу губами.
Взрослый утвердительно отвечает на первые два вопроса;
б) пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.
Материал — глубокое блюдце или неглубокая широкая  чашка (пиала).
Методика, выявления: ситуация естественная (во времякор мления). Ребенок на руках у взрослого в положении полусидя. Взрослый подносит к губам ребенка чашку или блюдце с небольшим количеством жидкой пищи (40 — 50 г), сопровождая cвои действия предложением пить.
Поведение •ребенка: прикасается губами к чашке и начинает пить. Выпивает всю порцию.
7 месяцев
1. Движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр.
Материал — погремушка или другая яркая звучащая игрушка.
Методика выявления: перед ребенком или рядом с ним кладут игрушку и наблюдают.
Если ребенок не играет, задают вопросы взрослому, какие игрушки у ребенка, как он играет, повторяет ли он свои действия.                                           
Помощь ребенку: если ребенок не играет, взрослый привлекает внимание к игрушке — гремит ею, стучит, бросает вниз и пр., вкладывает игрушку в руку ребенка и гремит ею, нажимает его рукой на пищащую игрушку. Наблюдает. 
Поведение ребенка: многократно перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бросает вниз (1 мин).
Взрослый перечисляет действия ребенка, характерные для 7 мес.
2. Движения общие: хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
Материал — яркая звучащая игрушка (устойчивая). 
Методика выявления: внимание лежащего на животе ребенка привлекают к игрушке, поставленной вне его досягаемости, и, если ребенок начинает передвигаться, медленно отодвигают ее до 50 см (можно повторить), наблюдают за ребенком не менее 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не передвигается, игрушку передвигают ближе к нему, почти к кончикам пальцев. Если и это не побуждает ребенка изменить положение,
взрослый помогает ему: одну руку подкладывает под грудь ребенка, а другой нажимает на стопы, предварительно пока¬зав яркую звучащую игрушку и поставив ее близко к ребен¬ку. Если движения вперед нет, проверку прекращают.
Если ребенок отказывается лежать на животе, спрашива¬ют у взрослого, сопровождающего ребенка, лежит ли ребе¬нок на животе, как он передвигается, может ли он ползать долго, быстро, менять направление.
Поведение ребенка: сразу или после рассматривания иг¬рушки и помощи ползет вперед к ней, делает четкие движе¬ния руками и ногами, энергично, быстро любым способом меняет направление.
Взрослый рассказывает, как передвигается ребенок, харак¬теризует его ползание, соответствующее показателю 7 мес.
3. Подготовительные этапы развития понимания речи:
на вопрос: "Где?" — находит взглядом предмет, находя¬щийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу и др.).
Материал — озвученная крупная игрушка (кукла, петух, собака и др.), стоящая на постоянном месте.
Методика выявления: ребенка подносят к игрушке так, чтобы он ее не видел (спиной или боком), и спрашивают:
"Где ...?" (повторяют 2 — 3 раза).
Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, взрослый, взяв его на руки, подносит к игрушке, называет ее, спрашивает: "Где ...?" — и сразу показывает, ставит на место так, чтобы ребенок проследил за игрушкой, и опять спрашивает: "Где ...?" После паузы (25 — 30 с), поместив ре¬бенка в манеж или взяв на руки, спиной или боком к игруш¬ке, опять спрашивает: "Где ...?" Проверку проводит человек, хорошо знакомый ребенку.
Если ребенок не реагирует на вопрос, спрашивают взрос¬лого, сопровождающего ребенка, понимает ли он название какого-либо предмета, спрашивает ли он у ребенка, где предмет, находит ли он глазами то, что он называет.
Поведение ребенка: поворачивается к игрушке и смотрит  на нее, иногда хочет ее взять.
Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы.
4. Подготовительные этапы развития активной речи: по долгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.
Методика выявления: наблюдают за ребенком в течение 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не лепечет, то, стоя перед ним так, чтобы он видел движения губ говорящего взросло го, произносят повторно слоги, имеющиеся в лепете ребенка.                                                           
Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, произносит ли ребенок слоги, какие, произносит ли  их повторно, долго ли лепечет.
Поведение ребенка: лепечет сам или, молча слушая, смотрит на губы говорящего, и через 1 — 5 мин произносит повторно слоги: "ба-ба, ма-ма" или др.
Взрослый утвердительно отвечает на все вопросы и приводит примеры произносимых ребенком слогов.
5. Навыки и умения в процессах: пьет из чашки, которую держит взрослый.                             
Материал — глубокое блюдце или широкая чашка, пиала. Масса жидкости — до 100 г.                      
Методика выявления: к губам ребенка, который полусидит на коленях у взрослого, подносят чашку и предлагают
пить.
Если проверяют развитие не во время кормления, задают вопросы взрослому, дает ли он ребенку пить из чашки, как он пьет из чашки.
Поведение ребенка: прикасается губами к краю чашки, пьет быстро, выпивает всю порцию (100г).           
Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и рас сказывает, как пьет ребенок.
8 месяцев
1. Эмоции и эмоциональное поведение: смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет.
Материал — игрушки, находящиеся на месте бодрствования ребенка.                                    
Методика выявления: наблюдаемый ребенок бодрствует среди других детей. Наблюдают за ним не менее 20 мин.
Поведение ребенка: смотрит внимательно, с интересом на ребенка, привлекающего его внимание, движения могут быть заторможены, иногда повторяет слоги, смеется, глядя на соседа, подражает его действиям, тянется к игрушке.
2. Действия с предметами:
а) игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств.
Материал — мяч, миска с шарами, кастрюля или бидончик с крышкой, погремушка.
Методика выявления: игрушки кладут так, чтобы ребенок их видел. Наблюдают не менее 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не действует игрушками, взрослый показывает ему одно-два действия, побуждая к игре:
толкает рукой мяч, снимает крышку с бидончика, пододвигает игрушки к ребенку и наблюдает. Если ребенок не пытается дей¬ствовать, взрослый его рукой достает шар из миски и толкает его, наблюдая за дальнейшими действиями ребенка.
Если ребенок не играет, спрашивают взрослого, какие у него игрушки, как он играет, может ли он катать мяч или шар, гре¬мит ли погремушкой, может ли вынуть шар из миски, снять крышку и др.
Поведение ребенка: толкает мяч один раз, еще раз, сбрасывает крышку с бидончика, действует сразу или после помощи взросло¬го. Выполняет любые два действия.
Взрослый рассказывает, как играет ребенок, и отвечает утвер¬дительно на 2 —- 3 вопроса;
б) подражает действиям взрослого с игрушками (катает, сту¬чит, вынимает и т.п.).
Материал — мяч, миска с шарами, кастрюля или бидончик с крышкой, погремушка.
Методика выявления: привлекают внимание ребенка к игруш¬кам, повторно показывают и называют действия с ними, име¬ющиеся в опыте ребенка ("Покатили мяч, опять покатили..."). Наблюдают не менее 20 мин.
Если ребенок не играет, задают вопросы лицу, сопровождаю¬щему ребенка, играет ли он с ребенком, показывает ли действия с игрушками, подражает ли ему ребенок, действует ли он повторно.
Поведение ребенка: смотрит на действия взрослого и подража¬ет: толкает мяч, сбрасывает крышку, вынимает и пр. Действует по¬вторно и однократно. Может выполнить два действия из трех.
Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы.
3. Движения общие:
а) сам садится, сидит и ложится.
Материал — яркая звучащая игрушка.
Методика выявления: если ребенок лежит на животе, показы¬вают ему игрушку сверху и сбоку на расстоянии 70 см, если сидит — показывают сбоку и снизу и кладут вне его досягаемости. наблюдают.
Помощь ребенку: если ребенок не садится, ему помогают лечь на бок, подтянув слегка за руку вверх, а затем, поддержав за спину и руку, помогают сесть.
Если нет условий для диагностики, спрашивают у лица, сопровождающего малыша, сидит ли ребенок, сам ли садится или она его сажает, как он опускается — падает или ложится. 
Поведение ребенка: поворачивает голову, чтобы увидеть игрушку, ложится на бок, опираясь на руку, и садится; если ребенок овладел движением, он отвечает на помощь сам или с yчастием взрослого. Сидит прямо. Ищет игрушку, поворачиваемого лову, ложится на бок, опираясь на руку, и сразу ложится на живот. Может сесть и лечь другим способом.   
Взрослый отвечает утвердительно на первый и второй вопросы и рассказывает, как ребенок ложится;                   
б) держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается.                                               
Материал — яркая звучащая игрушка.
Методика выявления: ребенку, лежащему на животе, показывают и предлагают игрушку, ее поднимают и ставят на барьер. Потом игрушку кладут на подстилку сзади стоящего ребенка. Наблюдают не менее 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не может встать с КОЛЕНА, взрослый сам поднимает его и придерживает его руки на бар ере.
Если нет условий для проверки, спрашивают взрослого, может ли ребенок сам, без поддержки, держась за опору, встать и стоять, может ли опуститься или падает, расслабляя руки.
Поведение ребенка: цепляясь руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем сам или при помощи взрослого встает на обе ноги и выпрямляется. Держась, стоит на прямых, pacставленных ногах в течение 1 мин. Оборачивается за игрушкой, переставляя руки, опускается на одно колено, сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четвереньки или садится.
Взрослый отвечает утвердительно на первый и второй вопросы;
в) переступает, держась за барьер.
Материал — яркая игрушка.
Методика выявления: ребенок стоит у барьера, игрушку мед ленно передвигают по барьеру в сторону от ребенка на 70 см-1 м и в течение 1 мин наблюдают.
Если нет условий для проверки, задают вопросы ухаживающему за ребнком взрослому, как и сколько ребенок стоит, держась, может ли переступать, передвигается ли он вдоль барьера.
Поведение ребенка: идет за игрушкой, переставляя руки, переступая приставным шагом, боком, медленно.
Взрослый утвердительно отвечает на вопросы.
4. Подготовительные этапы развития понимания речи:
а) на вопрос: "Где _?" — находит несколько (два-три) пред¬метов на постоянных местах.
Материал — игрушки, известные ребенку, стоят на посто¬янных местах.
Методика выявления: спрашивают поочередно о двух-трех предметах ("Где ...?"). Вопрос о каждом предмете задают до 3 раз с паузой 5 с.
Помощь ребенку: если ребенок не ищет взглядом предмет, взрослый подносит его ближе к называемому предмету так, что¬бы ребенок увидел то, о чем его спрашивают (только к одному предмету).
Если ребенок не контактирует с проверяющим, спрашивают взрослого, понимает ли ребенок названия предметов, сколько слов он понимает, как он проверяет, спрашивает ли: "Где ...?"
Поведение ребенка: на вопрос: "Где ...?" — поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит два предмета.
Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос и расска¬зывает, как проверяет понимание слов и сколько слов понима¬ет ребенок;
б) по слову взрослого выполняет разученные ранее дей¬ствия (без показа), например "ладушки", "дай ручку" и др.
Методика выявления: ребенка просят: "Сделай ладушки" (без показа) или "Дай ручку". Инструкцию повторяют два раза. Про¬веряющий взрослый должен быть знаком ребенку.
Помощь ребенку: если ребенок не выполняет задание, мож¬но показать требуемое движение 2 — 3 раза, действуя его ру¬ками и сопровождая действия соответствующими словами, пос¬ле чего опять повторить просьбу: "Сделай ладушки", "Дай руч¬ку".
Если нет контакта с ребенком, спрашивают взрослого, может ли он по просьбе выполнить какое-либо движение, действие, просят назвать его.
Поведение ребенка: по просьбе выполняет одно из движений.
Взрослый отвечает утвердительно и рассказывает, что делает ребенок.
5. Подготовительные этапы развития активной речи: гром¬ко» четко и повторно произносит различные слоги.
Методика выявления: за ребенком наблюдают не менее 30 мин.
Помощь ребенку: если ребенок за время наблюдения не произносил какие-либо звуки, его надо вызвать на подражание, произнося перед ним повторно до 4 — 5 раз один- два слога (с паузами).
Задают вопросы взрослому, какие слоги произносит ребе нок, долго ли он лепечет.
Поведение ребенка: произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепете (несколько слогов).
Взрослый называет слоги, произносимые ребенком, и утвердительно отвечает на вопросы.
6. Навыки и умения в процессах:
а) ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. 
Методика выявления: во время кормления наблюдает за ребенком, которому дали в руку кусочек хлеба (корочка  с не большим количеством мякиша), кормят, давая возможность, одновременно есть хлеб.                            
Помощь ребенку: если ребенок не ест хлеб, взрослый, придерживая его руку, сам направляет хлеб к его рту. Если  и после этого он не ест хлеб, проверка овладения умением прекращается.                                            
Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, дают ли во время кормления ребенку корочку хлеба, ест ли он хлеб, который держит.
Поведение ребенка: держит хлеб в руке и направляет его в рот, откусывает хлеб зубами или деснами.
Взрослый утвердительно отвечает на вопросы;
б) пьет из чашки, которую держит взрослый.
Методика выявления: во время кормления наблюдают за ребенком. Взрослый подносит чашку с питьем к его рту и предлагает пить.
Помощь ребенку: если ребенок не начинает пить, взрослый подносит чашку к его губам, прикасаясь к ним, КЛАДЕТ руки ребенка на чашку. Если он приоткрыл рот, можно слегка наклонить чашку, Чтобы ребенку легче было пить. Задают вопросы взрослому, пьет ли ребенок из чашки, проявляет ли активность.
Поведение ребенка: при виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку руками.
Взрослый утвердительно отвечает на вопросы.  Протягивает руки к чашке, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку.
4. Раннее детство. Нервно-психическое (Н-П) развитие ребенка в возрасте до 12 мес.
Рейтинг@Mail.ru