3.2 Как приучать ребенка к горшку?
Как правило, опрятность и желание самому ходить на горшок приобретается только между полутора и двумя годами жизни ребенка.
Очень важно, чтобы мама, призвав на помощь свой инстинкт, научилась догадываться о потребностях и возможностях своего младенца и не пыталась во что бы то ни стало научить его не делать "пи-пи" в штанишки. Не стоит превращать это в навязчивую идею, так, будто позорно не научиться делать все в горшок в 12 или 14 месяцев. Очень важно, чтобы вы не придавали этому вопросу непомерного значения, или, по крайней мере, давали ребенку понять, что вы им довольны, когда он сделал все, как хотела мама, а не показывали свое неодобрение, когда он этого не делает.
То, каким образом вы будете приучать ребенка к опрятности, несомненно, имеет для него огромное значение по многим причинам, но все же это не настолько значительно, чтобы определять весь этот период жизни ребенка, который начинается в 8-10 месяцев и продолжается до 2.5 или 3 лет как анальную стадию, - термин, позаимствованный из словаря психоаналитиков.
С этим определением согласны далеко не все, даже при условии, что такое обозначение носит условный характер и подразумевает значительно более широкий смысл, чем может показаться на первый взгляд. Несомненно, этот период жизни младенца обладает особой цельностью, и его анализ, проведенный в ходе изучения развития ребенка с психоаналитической точки зрения, представляется верным и вполне приемлемым. Но определение этого периода жизни ребенка как анальной стадии кажется мне неудачным, и нельзя полностью разделить мнение о том, что "для ребенка от года до трех отношения со взрослыми на девять десятых определяются пищей и приучением к сфинктерной опрятности" (Ф.Дольто).
Это верно только для патологической обстановки, для родителей, считающих, что в этом возрасте ребенок представляет собой всего лишь пищеварительный тракт, но, к счастью, теперь так никто не думает.
Ребенок сможет начать приучаться к опрятности, только начиная с определенного момента, только после того, как научится сознательно управлять действием сфинктеров. Мочевой пузырь у него закрывается снизу маленькой кольцеобразной мышцей, которая растягивается одновременно с сокращением мочевого пузыря, позволяя произвести мочеиспускание, опорожнить мочевой пузырь.
И мочеиспускание, и дефекация, даже если они уже стали осознанными процессами, становятся контролируемыми процессами лишь начиная с определенного момента в развитии ребенка, поскольку ребенок задолго до того, как научится проситься сделать "пи-пи" или "а-а", чувствует и понимает, что сейчас помочится, или ему надо опорожнить кишечник, или что он уже эта сделал.
Пока ребенок еще совсем мал, пока ему не исполнилась 12-15 месяцев, у него нет никаких оснований для того, чтобы сдерживать возникшую у него потребность, тем более что он еще не умеет высказать ее. На самом деле еще до того, как кроха научится говорить "пи-пи", вы сумеете догадаться о его потребности, видя, что малыш краснеет, сосредотачивается, напрягается, и часто, посадив его в этот момент на горшок и приговаривая "ты хочешь сделать пи-пи", вы объясняете ему связь, существующую между его потребностью и наименованием этой потребности, и внушаете ему представление о том, что он больше не должен делать "пи-пи" куда придется, писать в штанишки, что для этого существует специальные места - горшок, и он должен сообщить о возникшей у него потребности, прежде чем начнет ее удовлетворять.
Все это соединится в уме ребенка одно с другим: удовольствие пописать, когда захочется, и удовольствие от того, что штанишки остались сухими, потому что он в них не пописал; удовольствие от сознания, что порадовал вас, которое он испытает, если вы покажете ему, как вы рады, и приласкаете его в первые несколько раз, как он сделает все, что надо, чтобы помочиться в горшок, или хотя бы сначала снимет штанишки.