5. Лекции
5.2 Профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития детей младенческого возраста

       Известно, что легкие нарушения высшей, нервной деятельности у детей сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь позднее - на клиническом. Это приводит, например, к тому, что легкие мозговые дисфункции выявляются главным образом в школьном возрасте, когда клиническая картина становится выраженной вследствие трудностей в обучении, а психологические проблемы приобретают глубокий и генерализованный характер. Вместе с тем современные методы диагностики отклонений в развитии с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить отклонения на ранних возрастных этапах (1 - 3 лет) развития ребенка. Психическое развитие ребенка, формирование его лич-ности в целом теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются, во-первых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития и, во-вторых, коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка. Во-вторых, коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка.
       "Привязанность" (англ. - attachment) - термин, которым обозначаются специфические эмоционально-психологические, устойчивые во времени связи индивидуума с любящими его людьми. М. Ейнсворт определяет эти связи как "духовные" и в одной из своих последних работ (1989 г.) пишет о том, что их формирование происходит в течение всей жизни человека с разными лицами: родителями, родственниками, сексуальными партнерами, друзьями.
       Считается, что в норме привязанность к матери формируется к 7 - 8 мес 1-го года жизни младенца; она также может быть выражена к этому времени и по отношению к другим людям, которые много и тепло общаются с ребенком, - отцу, бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам и др. Различают три фазы формирования привязанности (по Р.А. Шпитцу):
       от рождения до 3 мес, когда ребенок еще не осознает свою мать как отдельное особое существо, не проявляет никаких внешних признаков тревоги, если вместо матери появляется кто-то другой, и одинаково ищет близости с любым знакомым и незнакомым человеком доступными ему средствами (улыбкой, вокализациями, двигательной активностью) - предобъектальная стадия;
       от 3 до 6 мес - время, когда ребенок учится постепенно узнавать знакомые и незнакомые лица. При этом мать, как лицо наиболее быстро и активно реагирующее на сигналы младенца,;
       скорее других выделяется им, именно ей, в первую очередь, начинают адресоваться ответные сигналы ребенка - стадия предварительного объекта;
       от 7 до 8 мес - период, когда у ребенка формируется-представление о постоянстве людей и предметов, и особенно матери, он становится четко избирательным в общении с нею, а также со знакомыми и незнакомыми людьми - стадии объекта. Как следствие сформированности привязанности ис чезают ровные дружелюбные реакции ребенка на любого че ловека, появляются признаки тревоги при приближении не' знакомого, ребенок обнаруживает явную тревогу при отделе нии от матери. Комфортное состояние младенца в общем виде связано с полноценным удовлетворением его социально-психологических и биологических потребностей и основано на ощущении ребенком постоянства этого процесса удовлетворения со стороны матери или заменяющего ее лица. Неполноценное и непостоянное удовлетворение матерью или лицом, ее заменяющим, основных потребностей ребенка ведет к искажению формирования привязанностей и появлению ряда специфических клинических симптомов. Известно также, что реактивные расстройства привязанности могут возникать в условиях и самого детского дома. Это происходит, во-первых, при частой смене воспитателей, когда ребенок оказывается не в состоянии сформировать "заместительную" привязанность к кому-либо из них из-за отсутствия достаточного постоянства ухаживающего лица (даже достаточно заботливого); во-вторых, при неоднократном и недлительном помещении ребенка раннего возраста в разные приемные семьи.
       Диагноз реактивного расстройства привязанности ставится детям начиная с младенческого возраста до 5 лет. Он базируется на выявлении характерных нарушений в коммуникативной, эмоциональной и поведенческой сферах, а также может включать определенные поведенческие отклонения. Основные симптомы можно объединить в группы:
       устойчивое нежелание ребенка вступать в контакт или поддерживать общение с окружающими взрослыми (у младенцев это отсутствие или слабость зрительного контакта и голосового подражания, нежелание совместной игры или даже сопротивление ей и т.п.); апатичный или сниженный фон настроения, часто с боязливостью или настороженностью, который не исчезает, когда ребенка утешают; с 1,5 - 2 лет плохое социальное взаимодействие со сверстниками, агрессия к себе и другим; отсутствие любопытства и достаточной спонтанности в деятельности;
"диффузная общительность", которая проявляется в отсутствии чувства дистанции со взрослыми и в фамильярности в общении с почти незнакомыми людьми, постоянных просьбах о чем-то, желании всеми способами привлечь к себе внимание ("прилипчивое" поведение); с 4 лет и позже - неразборчивые дружеские связи со сверстниками.
       Основой оздоровительно-воспитательной работы является хорошо организованная система контроля. Проводится он прежде всего в виде текущих наблюдений за повседневным состоя-нием здоровья ребенка, а также наблюдений за динамикой здоровья и развития. Текущий контроль осуществляется ежедневно и многократно в течение дня по показателям здоровья (тем-пература, стул, зев, кожа) и поведения, а на 1-м году жизни - по динамике массы тела.
       Главным документом, в котором врач, делая записи, фиксирует данные текущего контроля, является история развития - унифицированная форма 112 (у. ф. 112). Контроль за динамикой здоровья и развития - основной раздел профилактической работы педиатра при проведении первого этапа диспансеризации в условиях поликлиники, дома ребенка, детского дома, реабилитационного центра, психолого-медико-педагогической консультации.
       Основные задачи контроля:
       углубленное исследование, оценка состояния здоровья ребенка в определенные возрастные периоды и назначение соответствующих рекомендаций в целях обеспечения его гармоничного развития, оптимального функционального состояния организма и полноценного здоровья;
раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка для организации оздоровления и лечения, а также для профилактики формирования хронических болезней.
       При этом нужно учитывать то, что общение появляется не сразу с рождением ребенка, а складывается постепенно. Наличие у него общения можно утверждать, когда наблюдаются следующие четыре признака: взгляд в глаза взрослого (18 - 20 дней); ответная улыбка на воздействие взрослого 1 мес; инициативные улыбки и двигательное оживление 3 мес; стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым.
       До тех пор пока наблюдаются отдельные из этих признаков, происходит процесс становления общения; когда же лицо выражает все четыре признака, общение является сложившиеся.
       На 1-м году жизни развитие общения проходит три этапа: новорожденности, эмоционального общения и, наконец, "делового" общения или предметно-действенного общения. Самый корокий - этап новорожденности, он охватывает 1-й месяц жизни, когда совершается подготовка младенца к контактам с окружающими людьми.
       Второй этап эмоционального общения охватывает приблизительно 2 - 6-й месяцы жизни ребенка.
       Третий этап предметно-действенного общения начинается со второго полугодия жизни. Общение становится "деловым", но включается в практическое сотрудничество ребенка со взрслым.
       Начиная с семимесячного возраста, появляется новая ведущая линия развития - предпосылки формирования понимания речи. Обследование ребенка по этой линии развития проводится по методике диагностики нервно-психического развития (см. приложение 3).
Комплексное логопедическое обследование включает в себя также оценку слуховых, зрительных реакций, эмоций и социального поведения, общих движений на основании диаг-ностики нервно-психического развития детей 1-го года жизни. Раздел "Движения руки и действия с предметом" включает проверку ребенка не только по показателям нервно-пси-хического развития, но и по ряду других. В этом разделе отмечают аномалии строения рук: положение пальцев кисти руки при непроизвольных движениях, при схватывании пальца взрослого, игрушек; выведение большого пальца при захвате предметов; движения пронации - супинации кисти руки; зрительно-моторную координацию рук; формирование дифференцированных захватов и противопоставление пальцев рук, что является важным диагностическим моментом в формировании звуковых и речевых реакций на 1-м году жизни.
       Одной из причин отклонений в развитии ребенка может быть даже незначительное снижение слуха. В связи с этим при обследовании ребенка в ПМПК(С) для детей-сирот необходимо убедиться в том, что он хорошо слышит.
       Уже в возрасте одного года ребенок способен реагировать на звуковые стимулы так же, как и взрослый человек, в частности,, при нормальном слухе он воспринимает шепотную речь на расстоянии не менее 6 м.
       Дети первых 3 мес. жизни. Нормальной реакцией на звук в этом возрасте можно считать слуховое сосредоточение,  которое выражается в полном или частичном торможении движений.
       У детей 2 - 3 мес. реакция на звук может выражаться в активизации или торможении сосательных движений, расширении глазных щелей, повороте глаз в сторону хорошо знакомого Дети этого возраста реагируют на звук с расстояния 2 - 3 причем на все стимулы - с одинакового расстояния.
       Следует учитывать, что на 2-м месяце жизни возникает комплекс оживления, который состоит из ряда реакций: улыбки, активизации движений рук и ног, спокойных голосовых реакций. Он возникает при виде говорящего лица, при длительном "разговоре" с младенцем или произнесении тихих протяжных звуков над его лицом, появляется у всех детей независимо от состояния слуха. Обследование проводят два человека. Один из них (ассистент) подает сигналы, другой (наблюдатель) общается с ребенком и регистрирует его реакции на звуки.
Безусловные реакции имеют тенденцию к быстрому угасанию, т.е. при многократных предъявлениях одного и того же сигнала ребенок перестает на него реагировать. Чтобы получить достоверные результаты до того, как реакция угаснет, сигналы следует подавать от более тихого к более громкому: сначала шарманка, затем дудка и барабан, сначала шепот, а затем голос разговорной громкости - и с максимального расстояния (в данном случае с 3 м), постепенно приближаясь к ребенку в случае отсутствия реакции. При получении первоначальной реакции на расстоянии меньше максимального всегда следует проверить, не появится ли она вновь и на большем расстоянии.
       Ребенок располагается на пеленальном столе. Стол должен быть расположен так, чтобы ассистент мог отойти от него вправо и влево на расстояние не менее 3 м.
       Наблюдатель склоняется над ребенком, пытается привлечь его взор к своему лицу или яркой игрушке, повести его взгляд вправо, влево. У детей старше 2 мес. пытаются вызывать комплекс оживления.
       Ассистент в это время подает длительные сигналы справа и слева (в случайной последовательности). Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 с (до угасания предыдущей реакции). Если ребенок кричит, то сигналы можно подавать во время крика.
Если у младенца отмечается реакция на все предложенные неречевые стимулы и голос разговорной громкости или шепот на одном и том же расстоянии (на 1,5, 2 или 3 м и т.д.), можно предположить, что его слух - в пределах физиологической нормы. Если у малыша отсутствуют реакции на один или несколько стимулов или расстояния, при которых появляется реакция на те или иные звуковые сигналы, неодинаковы, то он нуждается в специальном аудиометрическом обследовании в связи с подозрением на снижение слуха,                            
       Подводя итог обследования детей младенческого возраста, отмечаем, что важным показателем интеллектуального развития является обучаемость. Нарушения поведения с первых месяцев жизни являются проявлением повреждения мозга, патологии внутренних органов, а также нарушения режима, ухода, питания и отсутствия общения.
       Массаж нормализует мышечный тонус, восстанавливает нарушенные рефлексы новорожденного. Массаж и физические упражнения необходимы детям для нормального естественного развития. Кроме того прикосновения являются уникальным языком общения между новорожденным и взрослым. Доказана зависимость умственного развития ребенка в младенчестве от количества прикосновений, получаемых в этом возрасте.
       Общение с психологом поможет вам в следующих вопросах
       1.Получение информации об этапах психического развития ребенка (кризисах).
       2.Поможет осуществить контроль за развитием ребенка, что позволит своевременно выявить и предотвратить неблагоприятные варианты психического развития (ЗПР, интеллектуальное развитие).
       3.Психическое развитие ребенка, формирование его личности в целом теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания. Будут даны  рекомендации общения с ребенком с учетом возраста.

Рейтинг@Mail.ru