8.2 Функциональное значение игрушек для ребенка первого года жизни
Возраст
Рекомендуемые игрушки
Назначение игрушек
1 месяц
Подвесные погремушки. Яркие, звучащие игрушки-погремушки, диаметром 7х10 см с нерезким звуком
Стимуляция зрительного сосредоточения и слухового внимания. Формирование направленных ориентированно - познавательных, зрительных и слуховых реакций. Стимуляция эмоционального подъема, побуждения к звукопроизношению.
2 месяц
Подвесные гирлянды игрушек. Яркие, блестящие игрушки-погремушки диаметром 7х10 см с нерезким звуком. Бубенчики, разного цвета и формы, колокольчики.
Формирование ориентированно - познавательных зрительных и слуховых реакций; побуждение к поиску звука. Стимуляция "комплекса оживления", побуждение к звукопроизношению.
3 месяц
Погремушки на рукоятке, образные и геометричные, и на кольце; бубенчики, различные по звучанию; игрушки разного цвета и формы.
Совершенствование зрительных и слуховых ориентировочно-познавательных реакций; развитие осязательных ощущений кистью рук; постепенное формирование связей между зрительным и тактильным анализаторами (предпосылки зрительно-тактильного образа объекта); развитие мелкой моторики кистей рук (манипуляции с нанизанными на ленточку шариками укрепляют мелкие мышцы пальцев рук). Развитие зрительно-моторной координации. Эмоциональное воздействие.
4 месяц
Погремушки с рукоятками (ручками), удобные для захвата рукой. Любая яркая игрушка средних размеров, разного цвета и формы. Колокольчики.
Стимуляция зрительного прослеживания и локализации звука в пространстве. Развитие слухового внимания. Работа над мелкой моторикой кистей рук. Формирование зрительно-моторной координации, развитие целенаправленного движения рук. Работа над понимание речи, стимуляция активной речи (звукоподражание). Эмоциональное воздействие.
5 месяц
Резиновые игрушки; звучащие игрушки из различного материала; "неваляшки" различной формы и цвета. Колокольчики.
Развитие сенсорных функций: зрительное и слуховое внимание, осязательные ощущения пальцев кисти. Зрительно-моторная координация. Стимуляция активной речи (звукоподражание). Эмоциональное воздействие. Побуждение ребенка к эмоционально-деловому общению.
6 месяц
Яркие, большие, образные игрушки, флажки, ленточки (в руках у взрослого); легкие кубики. Звучащие игрушки из различного материала. "Неваляшки" различной формы и цвета. Колокольчики. Заводные игрушки.
Установление эмоционального контакта с взрослыми. Рассматривание и у3знавание новых и привычных игрушек. Формирование способности выделить цвет из общего фона. Стимуляция развития речи. Становление мелкой моторики рук с совершенствованием осязательных ощущений. Развитие зачатков умения сопоставлять предметы по внешним признакам, развитие речи. Побуждение к игровому общению с взрослыми.
7 месяц
Шарики, в том числе с дырочками, мячи, емкости (ведерки, мисочки) для складывания шариков. "Неваляшки" различной формы и цвета. Легкие кубики. Колокольчики. Заводные игрушки. Эмоциональное воздействие.
Развитие "ручного" умения, с осмыслением функционального назначения игрушки. Способствование развитию пространственных представлений. Понятие о форме предметов, их свойствах, величине. Формирование способности выделять из общего фона цвет. Дальнейшее развитие побуждения к игровому общению с взрослым - подражание действиям взрослого.
8 месяц
Кольца для надевания на руку. Шарики, мячи, кастрюльки с крышками, ведерки, "неваляшки". Игрушки - "домашние животные": петух, кошка, собака и др. Мягкие игрушки.
Формирование "ручного" умения, развитие мелкой моторики рук. Развитие умения различать предметы разных контрастных размеров и упругости. Эмоциональное воздействие. Стимуляция речевого развития. Побуждение к подражанию действиям взрослого.
9 месяц
Игрушки для собирания предметов: мисочки, кастрюли, чашки. Различные разъемные игрушки: матрешки разной величины, размеров и цвета. Шарики, кольца, пирамиды, кубики, куклы-"неваляшки". Сюжетно-транспортные игрушки: машины, детские коляски и др.
Формирование пальцевого захвата (захват мелкого предмета пальцами - с использованием большого пальца); определение основных признаков предметов - фактуры, цвета, размеров, формы, а также частей лица, тела. Эмоциональное воздействие, стимуляция речевого развития.
10 месяц
Коробки, ящики для игрушек, куклы-"неваляшки". Крупные куклы с хорошо выделенными частями лица. Сюжетно-транспортные средства: машинки, каталки и др. Игрушки - предметы мебели. Одно-предметные картинки.
Тренировка дифференцированных действий пальце рук (большого и указательного). Изучение частей лица и тела, функциональное назначение игрушек (катает, стучит) Восприятие плоскостного изображения на картинке. Эмоциональное воздействие, развитие как импрессивной, так и экспрессивной речи.
11 месяц
Разнообразные одно-предметные картинки. Объемные игрушки (шарики, кубики, призмы) Сюжетно - транспортные игрушки: разнообразные машинки и др. Разные куклы.
Развитие "ручного" умения, координации движений рук, кистевого захвата предметов, дифференцированного "указательного" жеста пальчиком руки и движений всех пальчиков кисти; представление о частях предметов и их соотношения; обобщение предметов по их групповой принадлежности. Восприятие плоскостного изображения.
12 месяц
Одно-предметные картинки, в том числе стилизованные. Строительный материал: кубики, кирпичики, шарики разного цвета и величины. Игрушки разной величины и фактуры: куклы, домашние животные, сюжетно - транспортные средства - детская коляска, машинки заводные и др. игрушки. Развитие мелкой моторики рук, конструктивной деятельности по образцу и словесной инструкции. Расширение запаса общих сведений, развитие понимания речи. Звукоподражание. Восприятие плоскостного изображения. Развитие игровых действий с предметами. Развитие интеллектуальных функций - обучение обобщению.