Импрессивная речь
Реагирует на громкий звук 1-1,5 мес
Ищет говорящее лицо 3-4 мес
Различает мимику и жесты окружающих, реагирует на ласковые и строгие интонации 4-6 мес
Поворачивается на голос, реагирует на свое имя 7,5-3,5 мес
Хорошо улавливает знакомую мелодию 9-10 мес
Понимает значение слов "нельзя", "дай" 11-12 мес
Показывает по просьбе обувь, одежду, игрушки 16-18 мес
Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке 18-20 мес ;
По просьбе показывает 1 часть тела 21-23 мес
Выполняет 2 из 3 простых инструкций, заданных последовательно 23-24 мес
По просьбе показывает до 5 предметов на предъявленных картинках 2-3 года
Слушает рассказ до 5 мин 2-3 года
Понимает значение слов "большой", "маленький" 2-3 года
Располагает по группам картинки на тему животные, игрушки, еда и др. 3-4 года
Понимает холод, голод, усталость 3-4 года
Знает 3 цвета 3-4 года
Имеет понятия о числах до 10 4-5 лет
Отвечает на вопросы о назначении книг, посуды, мебели м др. 4-5 лет
Подбирает слова, противоположные по значению (антонимы) 4-5 лет
Понимает абстрактные понятия 'дружба*, "правда*, "обман", "радость', "страх" 5-6 лет
Интерпретирует пословицы 5-6 лет
Использует речь для планирования и коррекции собственного поведения 5-6 лет
Конструктивная деятельность
Строит башенку из 2 кубиков 1 год
Выкладывает кубики в прямую линию 1-2 года
Строит башню из 3 кубиков 1-2 года
Выкладывает 5 кубиков в композицию 2-3 года
Собирает пирамиду из 6 элементов 2-3 года
Рисует 2 части человечка (голова и туловище) 3-4 года
Выкладывает мозаику, самостоятельно рисует "цветок",машину", "человечка" из 6 частей
3-4 года
4-5 лет Строит дом из кубиков
4-5 лет Собирает конструктор
5-6 лет Строит сложные сюжетные конструкции из песка, пластилина, картона и др.
Интеллектуальное развитое
Стыкает вилку в розетку 1-2 года
Различает "такой же", "разные" 1-2 года
Выкладывает круг, квадрат, треугольник в специальные углубления доска Сегена 2-3 года
Знает функциональное предназначение ложки, чашки, расчески, карандаша 2-3 года
Дифференцирует oт 2 до 4 звука: машины, печатные машинки 3-4 года
Сортирует 4 геометрические формы круг, квадрат, треугольник, шестиугольник 3-4 года
Считает до 3 4-5 года
Различает материал, знает из чего сделаны ложка, ботинок, стол, дом и.т. д. 4-5 лет
Классифицирует предметы по функциональному назначению: посуда,мебель, фрукты и др. 5-6 лет
Понимает сложные логико-грамматические конструкции, считает до 5-10 5-6 лет
Социальное общение
Реагирует на лицо взрослого 1 мес
Улыбается в ответ на улыбку взрослого 1,5-2 мес
Улыбается спонтанно 3-4 мес
Узнает мать (радуется) 4-5 мес
Сопротивляется при попытке отнять игрушку 6-10 мес
Стесняется при виде незнакомого 9,5-10,5 мес
Возвращает игрушку 10-12 мес
Радуется приходу детей 11-12 мес
Владеет указательным жестом. Выражает желания звуками и жестами (не плачем и не криком) 12-14 мес
Реагирует одобрительно или отрицательно в 3 из 4 ситуациях 14-15 мес
Играет в стороне от других детей 15-17 мес
Ласкает кукол, мишек; сопереживает 17-18 мес
Говорит "нет" (слово, звук, жест), выражая несогласие 18-19 мес
Говорит "да" (слово, звук, жест), выражая согласие 19-20 мес
Остается на короткое время в кругу знакомых 20-21 мес
Улавливает шутку в играх 21-24 мес
Выраженная реакция на отсутствие матери 2-3 года
Сопровождает игры словами, обращается к игрушкам 2-3 года
Соучаствует в желании других 2-3 года
Формируются навыки опрятности; снимает штаны, если хочет в туалет 2-3 года
Контактирует в игре с другими детьми 3-4 года
Знает свой пол 3-4 года
Использует местоимения: я - мое; понимает - твое 3-4 года
Легко расстается с матерью 4-5 лет
По разному общается с младшими и старшими детьми и взрослыми 4-5 лет
Затевает спор при игре 4-5 лет
Обращается ко взрослым на "Вы" и по имени, отчеству 5-6 лет
Уходит недалеко за пределы дома 5-блет
Оценивает по сюжетным картинкам поступки с точки зрения социальной нормы 5-6 лет