МЕТОДОЛОГИЯ ИСКУССТВА КАК ВЗГЛЯД НА ХРОМАТИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Существенно, что в каждом гендере в принципе возможны три цветовых варианта - с преобладанием одного из характерных критических знаков и с переменным или постоянным превосходством обоих. По статистическим данным среди фемининных деятелей искусства Пушкин и Лермонтов относятся, по мнению большинства читателей, к числу "девяток" ("Львов"), а Маяковский - однозначно к числу "ушлых". "Ушлыми" являются художники Шишкин и Малявин. Среди маскулинных деятелей искусства писатель Достоевский и большинство рассмотренных художников (Айвазовский, Нестеров, Сезанн, Пикассо, Дега, Петров-Водкин) - "шестерки", а поэты Есенин и Некрасов - "дюжие".
Полученные результаты могут быть использованы в медицине, психологии и при обучении живописи для учета особенностей и природных склонностей учащихся. Целесообразно также учитывать эту классификацию типов цветовосприятия при анализе творчества литераторов и художников.
В религиозной канонизированной живописи колорит являлся средством выражения определенной идеи и имел, таким образом, самостоятельное и всем известное значение. В этом смысле цвет служил символом, знаком. Например, в средневековой живописи ярко-желтый солнечный цвет мог символизировать святость того, кто изображался в соответствующей одежде. Непосвященные без дополнительных пояснений не всегда понимали символику цвета, хотя и ощущали интуитивно ее смысл. Действительно, понятие "святость", например, не является психологическим понятием. В настоящее время в результате смешения культур Востока и Запада попытки определить символику цвета приводят к противоречивым результатам.
Современное изобразительное искусство отличается от традиционной религиозной живописи прежде всего большим разнообразием тематики. Оно позволяет художнику проявить свою индивидуальность независимо от выбранной темы произведения. Поэтому колорит живописи определяется творческими особенностями живописца, его личностью. Цвет для современного художника является одним из средств создания художественного образа, порою достаточно сложного. Поэтому применительно к цветовому колориту вместо термина "символ" более правильным будет использовать термин "семантика" или значимость. Сходные или даже одинаковые цвета в разном контексте могут иметь несколько различную семантику. Она может быть оценена достаточно объективно на основании мнения критики. При этом нельзя не учитывать, что критика в значительной мере отражает социально-культурные установки.
Мнение критики о восприятии зрителем соответствующего живописного произведения в сопоставлении с преобладающим колоритом произведения даёт представление о психологическом воздействии цвета.
В данной работе выполнено сравнение колорита творчества наиболее известных живописцев с их астрономическими характеристиками - символической окраской "критических" маркеров календаря. В ежегодном цикле биологического состояния человека при отсчитывании навстречу времени эти маркеры имеют номера:
- двенадцать (первый месяц жизни),
- третий (шестой месяц внутриутробного развития),
- шестой (соответственно третий) и
- девятый (время зачатия) /1/.
Получены результаты социологического опроса о преобладающем цвете в творчестве ряда художников - Айвазовского, Дега, Левитана, Малявина, Мане, Нестерова, Петрова-Водкина, Пикассо, Сезанна, Сомова, Чюрлениса и Шишкина.
Цветовые оценки распределяются по тем группам цветового замкнутого календарного цикла, поделённого на двенадцать элементов, которые легко различимы глазом. Двенадцатый номер даётся маркеру даты рождения. Номера других нумеруются в направлении против часовой стрелки.
У каждого художника выявлена группа цветовых определений, получивших наибольшее количество "голосов". Отдельно у каждого художника имеется и трагическая триада - черное-белое-красное (и коричневое как их сумма).
У большинства рассмотренных здесь художников наблюдается ясно выраженный цветовой максимум:
- у Айвазовского: синий, темно-синий, сине-фиолетовый, сине-голубой, сине-зеленый цвета (44%);
- у Дега: голубой, морская волна (28%);
- у Нестерова: зеленый, темно-зеленый, голубо-зеленый (23%);
- у Петрова-Водкина: красный + серый: 53 + 3 (46%);
- у Пикассо: красный + серый, всего 26 + 1 (30,5%);
- у Сезанна: желтый, золотистый, желто-оранжевый (22%);
- у Малявина: желтый, оранжевый (14 из 62, то есть 22,5%) и - у Шишкина: зеленый, темно-зеленый, глубоко-зеленый (64%).
Только у одного Левитана колорит представляет собой композицию. Это - (во-первых) солнечно-желтые цвета: желтый, охра, золотистый (40,5%), которые перекликаются (во-вторых) с зеленым цветом (28%).
Не может быть современного художественного произведения без внутреннего конфликта, который и вызывает как вдохновение художника, так и интерес зрителя. Поэтому у Дега, Малявина и Сезанна, Сомова, Пикассо, Нестерова, Мане и Левитана наблюдается два максимума: вторым является трагическая триада. Шишкин, Петров-Водкин и Айвазовский составляют группу со сравнительно небольшим количеством зрителей, запомнивших именно цвета триады. Цветовые хроматические максимумы у этих живописцев - зеленый, красный, синий - производят на зрителей огромное впечатление.
Представляет интерес возможное изменение цветового восприятия живописца. Известно, что в разные периоды творческой жизни у некоторых, видимо, особенно цветочувствительных художников, меняется колорит картин. Такие изменения колорита известны, например, у Пикассо: "голубой" и "розовый" периоды творчества. Литовский живописец Чюрленис в свой "сиренево-голубой" период создал циклы "Сказка королей", "Знаки Зодиака", "Зима", "Весна" (1907г), "Жемайские кресты" (1909). Колорит названных живописных циклов Пикассо и Чюрлениса соответствует символическим цветовым характеристикам соответствующих юпитерных годов, которые аналогичны цветовым характеристикам календарных маркеров-месяцев.
Все дополнительные цвета, проявившиеся в творчестве Пикассо, являются очень сильными, с высокой частотой электромагнитного колебания.
Сиренево-голубой период Чюрлениса также свидетельствует об усилении энергетического потенциала - голубые, сине-фиолетовые и сизые цвета.
Ниже приводятся характеристики творчества живописцев, данные критикой и цитированные по использованным здесь литературным источникам: Все критические материалы отражают эстетические ценности европейской и, главным образом, русской культуры.
Материал сгруппирован по предполагаемой особенности личности художника:
1) преобладание восприятия (перцепция),
2) логики и сознания,
3) эмоциональности
и, наконец,
4) инстинктивного фактора.
Преобладание восприятия, импрессия (и инстинкты): К этой группе из рассмотренных здесь примеров относятся К.А. Сомов, живописец и график и русский живописец-пейзажист И.И. Левитан. Интеллект таких людей ориентирован в основном на непосредственное восприятие (импрессию) и инстинктивное чувство.
Пример
Об И.И. Левитане (жёлтое и зелёное) цитируем:
- неповторимая свежесть, чистота красок, сияние цвета;
- светлая солнечная живопись;
- Левитановская поэзия возникает из созерцания красоты, ощущения момента;
- красота в простом, чуткость к процессу жизни, острота восприятия цвета;
- живопись на подступах к импрессионизму.
В приведенных цитатах подтверждается семантика желтого цвета на уровне непосредственного восприятия и бессознательного чувства
прекрасного, а также развитость этих уровней интеллекта у художника.
Левитан - единственный среди художников, творчество которых здесь рассмотрено, и у которого можно констатировать элементы бессознательного, интуитивного чувства прекрасного. В творческом почерке Левитана проявляются два из перечисленных выше типов художника - первый и четвёртый.
Сознание, логика, беспристрастность восприятия: К этому типу можно отнести двух художников - Шишкина и Малявина.
Пример
О И.И. Шишкине (главный цвет - зеленый):
- "знает пейзаж ученым образом";
- недостаток воображения, тщательная передача реальных цветовых оттенков;
- трезвые, будничные изображения природы.
Полностью подтверждаются и главный зеленый цвет, и трезвый логичный интеллект этого человека.
Эмоции: Подавляющее большинство художников (шесть из десяти) входят именно в эту группу: И.К. Айвазовский, И.Ж.Э. Дега, П. Пикассо, М.В. Нестеров, П. Сезанн, К.С. Петров-Водкин. В социологическом эксперименте было установлено, что эти люди выделяются развитой подсознательной сферой интеллекта (эмоции). Этих художников по их отношению к цвету можно считать романтиками.
Примеры
Об И.К. Айвазовском (синий цвет):
- прошел путь от романтизма к реализму;
- бесконечное разнообразие морских волн.
Даже по этим скупым репликам в сочетании с мнением читателей о преобладающем колорите творчества художника видно, что в подсознании человека образ водной стихии прочно связан с синим цветом и с чувством реальности.
Об И.Ж.Э. Дега (голубой хроматичный цвет и равная по значимости триада черное-белое-красное). Отметим особенности и некоторые темы, особенно ярко проявившиеся в отдельных его полотнах и потому упоминаемых в учебнике по зарубежному искусству:
- резкий контраст масштабов, острота композиции;
- характерное в случайном мимолетном движении;
- тема безнадежности, одиночества;
- черты скепсиса, горечи, разочарования.
Действительно, в знаменитой картине "Голубые танцовщицы", где балерины готовятся к выходу на сцену, каждая из них одинока, сосредоточенна, погружена в свой внутренний мир. Таким образом, голубой цвет в интеллекте человека неразлучен с трагедией - одиночеством, болью, страданием и их преодолением. Эти же мотивы можно проследить в творчестве поэта М.Ю. Лермонтова, также обладающего темно-голубым колоритом.
О К.С. Петрове-Водкине (ярко-красный и его теневой вариант - серый цвет):
- образно-метафорический миф о современном мире;
- лица полны чистоты, простоты и ясности,
- люди спокойно-героичны и возвышенны;
- обобщенные образы, монументальность;
- любит делать момент вечным;
- оставляет цвета в одиночестве, подчеркивая этим великую ценность каждой частицы мира, в котором живет человек;
- радостное действо.
В приведенных цитатах раскрыта семантика ярко-алого цвета на уровне подсознательного. Это - возвышенная радость бытия.
В творчестве литератора Ф.М. Достоевского этот же цвет представлен в его "теневом" варианте, как серый и выражена триада черное-белое-красное.
О П. Пикассо (ярко-красный и серый цвет и равная по значимости трагическая триада черное-белое-красное). Семантика его творчества оценивается следующим образом:
- противоречивость, воплощение в аллегорической форме сил прогресса и сил зла;
- драматически страстное, саркастически острое отношение к миру;
- обобщенные примитивные формы;
- сине-голубая мерцающая гамма усиливает настроение трагической обреченности;
- в нежную гамму серо-голубых и розовых оттенков врываются вспышки красного цветка в черных волосах;
- впечатление нервного потока мыслей, гнетущих, давящих сознание (в картинах коричневых тонов периода кубизма).
Пикассо по главному цвету аналогичен Петрову-Водкину: Однако эти художники отличаются по семантике творчества. В творчестве Пикассо сильно выражена трагическая триада черное-белое-красное (коричневое). На колорит его творчества оказывают цвета с сильной энергетикой - голубой, синей, фиолетовой, пурпурной, кроваво-красной.
О П. Сезанне (желто-оранжевый хроматичный цвет и равная по значимости трагическая триада черное-белое-красное):
В отзывах критики - полная характеристика и желто-оранжевого цвета и черно-бело-красной триады неосознаваемых инстинктов.
Таким образом, яркий солнечный желто-оранжевый цвет в эмоциональной сфере интеллекта человека неотъемлем от бессознательного трагизма (триада чёрное-белое-красное), так же, как и голубой (см. Дега) неразлучен с осознанным трагическим одиночеством в социальном плане. Физиологически это объясняется небезвредной повышенной солнечной радиацией в месяцы Рака и Козерога.
Выводы
1. Экспериментально-социологическое исследование подтвердило существование у человека преобладающего колорита восприятия в соответствии с индивидуальными цветовыми характеристиками трёх состояний интеллекта: безмятежное логическое мышление, активное формирование ассоциаций, эмоции; бессознательное, лёгкое восприятие гармонии окружающего мира.
2. Колорит произведений живописи, как правило, характеризует эмоциональную, подсознательную сферу интеллекта, которая соответствует третьему месяцу биологического цикла человека.
3. Во многих случаях семантика живописного колорита, кроме семантики основного колорита, содержит семантику трагической триады черное-белое-красное.
4. На колорит произведения изобразительного искусства могут накладывается цвета с сильной электромагнитной энергетикой (от голубого и синего до кроваво-красного), относящиеся в соответствующий период творчества к "дополнительному" хроматизму юпитерных годов.