Арт-терапия показана для работы при следующих проблем: кризисные состояния, потери, развитие креативности, постстрессовые расстройства, обнаружение личностных смыслов через творчество, невротические расстройства, внутри- и межличностные конфликты, экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы различной степени, психосоматические расстройства, развитие целостности личности.
В основе арт-терапии лежит творческий процесс, включающий в себя также художественное творчество, и задача творческого процесса состоит в улучшении жизни человека, борьбе с внутренними проблемами, тормозящими естественное развитие человека. По своей сущности творческий процесс схож с арт-терапией, так как они связаны с поиском решений существующих проблем, новых способов мышления, изменением привычным моделей существования. Оба процесса представляют собой акты импровизации, противопоставления, трансформации и модификации. В процессе арт-терапии указанные характеристики способствуют возникновению нового осознания, идущих перед тем, как начнется процесс изменения личности и ее взглядов на жизнь.
В арт-терапии посредством художественного творчества как бы происходит встреча человека с самим собой, со своим внутренним миром.
Развитие творческого потенциала человека в процессе арт-терапии происходит исключительно при создании ним новых оригинальных образов, слепая имитация созданных ранее образов лишь способна привести к самоудовлетворенности, однако не способствует развитию собственного воображения. В связи с этим в арт-терапии происходит развитие креативности человека, которая является полной противоположностью имитации.
Для развития креативности необходимо выполнение следующих условий:
1. Способность защитить себя от страха неудовлетворительной оценки других людей. Человеку, в процессе творческой активности, более свойственно думать, как оценят его работу другие люди, а не о том, как он сам ее оценивает. Креативность может появляться только когда человек чувствует, что важно лично для него, а не ориентируется на мнения других людей.
2. Умение избавиться от ощущения “ненужности” творческой деятельности. Иногда в процессе творчества человека могут охватить сомнения, для чего и для кого он все это делает. Тем не менее, главной целью арт-терапии является сам процесс творчества, а не полезность результатов творчества для других людей.
3. Ощущение свободы от правил. Средством достижения креативности может стать бережное отношение к противоречивой информации, открытость человека новому вызову и эксперименту. Существующие в обществе правила сдерживают креативность человека, потому не следует позволять правилам брать верх над вами.
4. Способность не беспокоиться об утраченном времени, силах и ресурсах. Когда человек начинает переживать за потраченное время и материалы, он тем самым блокирует свою открытость к эксперименту и снижает собственную креативность.